Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество
Как рисовать с референса: советы и практика от Екатерины Brokali
6 февраля 902 просмотра

Анна Жамьянова
Анна Жамьянова

Чтобы произведение передавало идею, нужно выявить те объекты, которые расскажут историю и покажут эмоции. Для этого художники учатся направлять фокус зрителя именно туда, откуда начнется путь познания картины. В этом поможет анализ референса. Мы часто используем его при работе с реалистичной тематикой: пейзажем, натюрмортом или переносом на бумагу сцены с фотографии. Заглянули в книгу художника-иллюстратора Екатерины Brokali «В сердце рисунка», чтобы разобраться — как правильно использовать референс.



В сердце рисунка

Изучать объекты и композицию

Изучение натуры или референса — важный этап, исключив который, мы рискуем не прийти к удовлетворяющему результату. Ведь в этом случае мы можем утратить в процессе рисования характерные элементы, которые являются ключевыми для передачи идеи и помогают исключить неожиданный результат еще на старте. Поэтому в начале работы нам необходимо изучить каждый объект в отдельности и композицию целиком: каковы характеристики освещения, как влияют объекты друг на друга, как ведет себя фактура в данных условиях, как формируется и раскрывается цвет.

Мы это делаем для того, чтобы:

  • исследовать натуру в пространстве, то есть уловить контекст, изучить характерные черты объекта;
  • понять взаимодействие объекта с окружающими его предметами;
  • выявить причины и следствия формирования объема объекта (источник света и т. д.) и его цвета;
  • выбрать наиболее удачный угол зрения — это важный навык при работе с натурой, который позволяет создавать верный референс или в уже готовом грамотно изменять композицию.

Как анализировать референс

При первичном изучении натуры или референса мы смотрим на две вещи. Во-первых, какую композицию образуют основные объекты в нашей картинной плоскости. Во-вторых, какие объекты могут попасть в наше поле зрения, как их уместить и разместить в рамках листа, чтобы выгодно преподнести идею и передать наши впечатления.

Когда мы понимаем, что хотим изобразить, то начинаем варьировать композицию. Но перед этим нужно выявить главный объект, который станет не только фокусом и проводником через весь сюжет картины, но и модулем — элементом, служащим фиксированной единицей, неким аналогом линейки для нас. На его параметры мы будем ориентироваться и вокруг него располагать остальные объекты композиции. Например, если мы рисуем здание с главным фокусом на окне с лепниной, то можем взять за модуль ширину окна и, ориентируясь на этот размер, вымерять остальные окна, их высоту, ограждение балкона.

Это конечный результат, к которому мы хотим прийти. Его можно разложить на простые геометрические объекты.

Пример построения композиции с использованием модуля.

Этот прием аналогичен классическому приему работы с постановками в художественных студиях и школах, а также работе с натурой на природе. Мы также фиксируем модуль: вытягиваем руку с карандашом к объекту, прищуриваем глаз и отмеряем пальцем нужный размер на карандаше, чтобы перенести его на изображение, сверяя параметры или соотнося пропорции. При работе с референсом мы можем ориентироваться по главному объекту, привязывая его к другим объектам или сторонам листа. Замеряя, как низко или высоко располагается какой-либо параметр фокусного объекта относительно сторон листа, мы можем найти те модульные точки, по которым будем ориентироваться, и перенести их на лист бумаги.

При изучении всех объектов композиции и нахождения главного не менее важно понять, на каком плане (переднем, среднем или дальнем) он располагается. Это важно для сомасштабности. В плоском изображении огромный объект на дальнем плане может быть такого же размера, как и маленький объект на переднем. Это может сбить нас при построении композиции, и мы невольно будем уменьшать или увеличивать масштаб объектов.

Как не бояться сложных референсов

При работе со сложными композициями необходимо разбивать их на простые понятные объекты. Здесь мы напрямую работаем с нейронной связью, поступающей через орган зрения.

Например, мы рисуем сложный сюжет: Италия, красивая старинная архитектура, люди, машины. Каждый из этих объектов мы можем заключить в простые геометрические формы: здания можно представить кубиками с треугольными призмами-крышами сверху, машины — условными параллелепипедами с четырьмя цилиндрами и т. д. Таким образом мы упрощаем всю композицию до максимума, абстрагируясь от деталей, которые даже если и очень важны, то не на данном этапе. В этом случае работает метод «съесть слона по кусочкам», когда любую объемную задачу мы делим на части. Так мы подаем мозгу сигнал, что деталей нет, и образуем из сложных объектов простые большие формы, которые на следующем этапе начнем дробить на характерные элементы.

Этот прием дополнительно помогает выявить светотеневые отношения, выстроить тональную схему для дальнейшей работы и изучить основные цвета без дополнительных оттенков, из которых будет строиться наша будущая палитра.

Первое, с чего мы начинаем, — ищем, где располагается источник света, под каким углом расположен и каков его характер (естественное освещение или искусственное). Погодные условия или искусственное освещение в студии играют большую роль в выявлении характера объекта: освещение может как выгодно подчеркнуть объект, так и испортить его. В пасмурную погоду многие красивые элементы могут быть не видны глазу, а красота объекта сама по себе может показаться невозможной для изображения. Но при этом мы можем самостоятельно «включить солнце» за счет усиления светотеней и цвета. Любой неприметный референс или натуру мы можем превратить в красивую иллюстрацию.

Практика

Изучим фотореференс: мы видим фасад в перспективе (там есть явное сокращение форм) с архитектурными элементами и стаффажем. Стаффаж — второстепенные элементы композиции, дополняющие сюжет смысловыми нюансами. Это могут быть фигуры людей, животных, автомобилей и других объектов. В нашем случае это велосипед.

В работе с фотореференсом задача — это не слепо срисовать, а запечатлеть и зафиксировать ту эмоцию, атмосферу и характер объекта, который будет рассказывать историю. В этой практике наша цель — разбить объекты на фотографии на более простые формы и выявить закономерности, которые упростят анализ и будущее построение:

  • плоскость фасада — плоская трапеция;
  • окна и двери — параллелепипеды в перспективе, которые находятся друг от друга на определенном расстоянии, что в референсе выглядит как четыре почти одинаковые плоскости между объектами окон и дверей;
  • окна и дверь справа располагаются на одной высоте;
  • левая дверь по верхнему уровню находится ниже, чем остальные объекты, за счет того, что является элементом входной зоны и имеет габариты выше человеческого роста (200 см), но не выше уровня окон из-за конструктивных особенностей фасада;
  • рядом с фасадом расположены горшки с цветами, имеющие формы призмы; велосипед делится на два основных круга (колеса);
  • переднее колесо будет иметь более узкую проекцию из-за поворота руля велосипеда, а второе колесо можно зафиксировать в круг параллельно стене фасада, так как оно располагается ближе к нам.

Погодные условия сцены пасмурные, поэтому контрастные теней нет, но вы можете нарисовать их самостоятельно, мысленно управляя источником света, предполагая, что могло бы сделать композицию интереснее. Хотя по теням в некоторых плоскостях глубины оконных и дверных проемов мы можем заметить, что источник света — слева сверху.

Перспективу мы будем находить по граням плоскостей, явно сужающимся. Точка схода будет располагаться за пределами референса, так как это естественный ракурс в угловой перспективе. Ориентируйтесь на разбор перспективы на схеме, перенося в построение угол уклона основных граней объектов и предполагаемую линию горизонта.

Вот такая схема получается в итоге.

Что важно

При работе с перспективой важно опираться на такое понятие, как линия горизонта — это невидимая линия, которая располагается на уровне ваших глаз. Если вы сядете на стул, линия горизонта опустится; если подпрыгнете, она сместится снова. На линии горизонта располагаются точки схода граней объекта, а их позиция на данной линии будет зависеть от положения объекта: в плане (при виде сверху) или относительно зрителя.

В референсе определяем местоположение точки схода по самым активным и явным направляющим, стремящимся в одном направлении. При угловой перспективе с двумя и большим количеством точек схода объект или объекты по отношению к нам находятся под углом. Каждая из сторон объекта (правая и левая) стремятся в свою точку схода на линии горизонта. Если мы представим себя, стоящими перед углом здания, и расставим руки вдоль каждой стены влево и вправо, то наши руки и будут направляющими, уходящими каждая в свою точку схода на линии горизонта.

Чтобы на референсе найти линию горизонта, проведите прямые лучи поверх основных направляющих объекта. Например, в здании это могут быть линии нижних окон и верхней линии крыши или карниза. Там, где эти линии пересекутся, и будут точки схода. Но не забывайте о рельефе, не путайте его с линией горизонта — для этого внимательно анализируйте натуру и референс.

Этап изучения натуры особенно важен, ведь он позволяет уйти от ошибок на следующих шагах — избежать неправильного объема объекта, кривого построения и куцей композиции на листе, заваленных конструкций в процессе, грязных цветовых пятен и неуверенных линий, которые портят все еще на старте. Постепенно разбирая референсы, вы сможете переходить от простых сцен к более сложным сюжетам, играя с цветом, оттенками и светом.

По материалам книги «В сердце рисунка Екатерины Brokali»

Заказать книгу: МИФ / Ozon / Wildberries / Читай-город

Что почитать по теме:

Как научиться рисовать: пошаговый урок от Екатерины Brokali

Как нарисовать голову человека и черты лица: глаза, губы и нос

Где и как научиться рисовать: 35 онлайн-курсов и книг

Рубрика
Творчество
Похожие статьи