Чтобы произведение передавало идею, нужно выявить те объекты, которые расскажут историю и покажут эмоции. Для этого художники учатся направлять фокус зрителя именно туда, откуда начнется путь познания картины. В этом поможет анализ референса. Мы часто используем его при работе с реалистичной тематикой: пейзажем, натюрмортом или переносом на бумагу сцены с фотографии. Заглянули в книгу художника-иллюстратора Екатерины Brokali «В сердце рисунка», чтобы разобраться — как правильно использовать референс.
Изучать объекты и композицию
Изучение натуры или референса — важный этап, исключив который, мы рискуем не прийти к удовлетворяющему результату. Ведь в этом случае мы можем утратить в процессе рисования характерные элементы, которые являются ключевыми для передачи идеи и помогают исключить неожиданный результат еще на старте. Поэтому в начале работы нам необходимо изучить каждый объект в отдельности и композицию целиком: каковы характеристики освещения, как влияют объекты друг на друга, как ведет себя фактура в данных условиях, как формируется и раскрывается цвет.
Мы это делаем для того, чтобы:
- исследовать натуру в пространстве, то есть уловить контекст, изучить характерные черты объекта;
- понять взаимодействие объекта с окружающими его предметами;
- выявить причины и следствия формирования объема объекта (источник света и т. д.) и его цвета;
- выбрать наиболее удачный угол зрения — это важный навык при работе с натурой, который позволяет создавать верный референс или в уже готовом грамотно изменять композицию.
Как анализировать референс
При первичном изучении натуры или референса мы смотрим на две вещи. Во-первых, какую композицию образуют основные объекты в нашей картинной плоскости. Во-вторых, какие объекты могут попасть в наше поле зрения, как их уместить и разместить в рамках листа, чтобы выгодно преподнести идею и передать наши впечатления.
Когда мы понимаем, что хотим изобразить, то начинаем варьировать композицию. Но перед этим нужно выявить главный объект, который станет не только фокусом и проводником через весь сюжет картины, но и модулем — элементом, служащим фиксированной единицей, неким аналогом линейки для нас. На его параметры мы будем ориентироваться и вокруг него располагать остальные объекты композиции. Например, если мы рисуем здание с главным фокусом на окне с лепниной, то можем взять за модуль ширину окна и, ориентируясь на этот размер, вымерять остальные окна, их высоту, ограждение балкона.
Это конечный результат, к которому мы хотим прийти. Его можно разложить на простые геометрические объекты.
Пример построения композиции с использованием модуля.
Этот прием аналогичен классическому приему работы с постановками в художественных студиях и школах, а также работе с натурой на природе. Мы также фиксируем модуль: вытягиваем руку с карандашом к объекту, прищуриваем глаз и отмеряем пальцем нужный размер на карандаше, чтобы перенести его на изображение, сверяя параметры или соотнося пропорции. При работе с референсом мы можем ориентироваться по главному объекту, привязывая его к другим объектам или сторонам листа. Замеряя, как низко или высоко располагается какой-либо параметр фокусного объекта относительно сторон листа, мы можем найти те модульные точки, по которым будем ориентироваться, и перенести их на лист бумаги.
При изучении всех объектов композиции и нахождения главного не менее важно понять, на каком плане (переднем, среднем или дальнем) он располагается. Это важно для сомасштабности. В плоском изображении огромный объект на дальнем плане может быть такого же размера, как и маленький объект на переднем. Это может сбить нас при построении композиции, и мы невольно будем уменьшать или увеличивать масштаб объектов.
Как не бояться сложных референсов
При работе со сложными композициями необходимо разбивать их на простые понятные объекты. Здесь мы напрямую работаем с нейронной связью, поступающей через орган зрения.
Например, мы рисуем сложный сюжет: Италия, красивая старинная архитектура, люди, машины. Каждый из этих объектов мы можем заключить в простые геометрические формы: здания можно представить кубиками с треугольными призмами-крышами сверху, машины — условными параллелепипедами с четырьмя цилиндрами и т. д. Таким образом мы упрощаем всю композицию до максимума, абстрагируясь от деталей, которые даже если и очень важны, то не на данном этапе. В этом случае работает метод «съесть слона по кусочкам», когда любую объемную задачу мы делим на части. Так мы подаем мозгу сигнал, что деталей нет, и образуем из сложных объектов простые большие формы, которые на следующем этапе начнем дробить на характерные элементы.
Этот прием дополнительно помогает выявить светотеневые отношения, выстроить тональную схему для дальнейшей работы и изучить основные цвета без дополнительных оттенков, из которых будет строиться наша будущая палитра.
Первое, с чего мы начинаем, — ищем, где располагается источник света, под каким углом расположен и каков его характер (естественное освещение или искусственное). Погодные условия или искусственное освещение в студии играют большую роль в выявлении характера объекта: освещение может как выгодно подчеркнуть объект, так и испортить его. В пасмурную погоду многие красивые элементы могут быть не видны глазу, а красота объекта сама по себе может показаться невозможной для изображения. Но при этом мы можем самостоятельно «включить солнце» за счет усиления светотеней и цвета. Любой неприметный референс или натуру мы можем превратить в красивую иллюстрацию.
Практика
Изучим фотореференс: мы видим фасад в перспективе (там есть явное сокращение форм) с архитектурными элементами и стаффажем. Стаффаж — второстепенные элементы композиции, дополняющие сюжет смысловыми нюансами. Это могут быть фигуры людей, животных, автомобилей и других объектов. В нашем случае это велосипед.
В работе с фотореференсом задача — это не слепо срисовать, а запечатлеть и зафиксировать ту эмоцию, атмосферу и характер объекта, который будет рассказывать историю. В этой практике наша цель — разбить объекты на фотографии на более простые формы и выявить закономерности, которые упростят анализ и будущее построение:
- плоскость фасада — плоская трапеция;
- окна и двери — параллелепипеды в перспективе, которые находятся друг от друга на определенном расстоянии, что в референсе выглядит как четыре почти одинаковые плоскости между объектами окон и дверей;
- окна и дверь справа располагаются на одной высоте;
- левая дверь по верхнему уровню находится ниже, чем остальные объекты, за счет того, что является элементом входной зоны и имеет габариты выше человеческого роста (200 см), но не выше уровня окон из-за конструктивных особенностей фасада;
- рядом с фасадом расположены горшки с цветами, имеющие формы призмы; велосипед делится на два основных круга (колеса);
- переднее колесо будет иметь более узкую проекцию из-за поворота руля велосипеда, а второе колесо можно зафиксировать в круг параллельно стене фасада, так как оно располагается ближе к нам.
Погодные условия сцены пасмурные, поэтому контрастные теней нет, но вы можете нарисовать их самостоятельно, мысленно управляя источником света, предполагая, что могло бы сделать композицию интереснее. Хотя по теням в некоторых плоскостях глубины оконных и дверных проемов мы можем заметить, что источник света — слева сверху.
Перспективу мы будем находить по граням плоскостей, явно сужающимся. Точка схода будет располагаться за пределами референса, так как это естественный ракурс в угловой перспективе. Ориентируйтесь на разбор перспективы на схеме, перенося в построение угол уклона основных граней объектов и предполагаемую линию горизонта.
Вот такая схема получается в итоге.
Что важно
При работе с перспективой важно опираться на такое понятие, как линия горизонта — это невидимая линия, которая располагается на уровне ваших глаз. Если вы сядете на стул, линия горизонта опустится; если подпрыгнете, она сместится снова. На линии горизонта располагаются точки схода граней объекта, а их позиция на данной линии будет зависеть от положения объекта: в плане (при виде сверху) или относительно зрителя.
В референсе определяем местоположение точки схода по самым активным и явным направляющим, стремящимся в одном направлении. При угловой перспективе с двумя и большим количеством точек схода объект или объекты по отношению к нам находятся под углом. Каждая из сторон объекта (правая и левая) стремятся в свою точку схода на линии горизонта. Если мы представим себя, стоящими перед углом здания, и расставим руки вдоль каждой стены влево и вправо, то наши руки и будут направляющими, уходящими каждая в свою точку схода на линии горизонта.
Чтобы на референсе найти линию горизонта, проведите прямые лучи поверх основных направляющих объекта. Например, в здании это могут быть линии нижних окон и верхней линии крыши или карниза. Там, где эти линии пересекутся, и будут точки схода. Но не забывайте о рельефе, не путайте его с линией горизонта — для этого внимательно анализируйте натуру и референс.
Этап изучения натуры особенно важен, ведь он позволяет уйти от ошибок на следующих шагах — избежать неправильного объема объекта, кривого построения и куцей композиции на листе, заваленных конструкций в процессе, грязных цветовых пятен и неуверенных линий, которые портят все еще на старте. Постепенно разбирая референсы, вы сможете переходить от простых сцен к более сложным сюжетам, играя с цветом, оттенками и светом.
По материалам книги «В сердце рисунка Екатерины Brokali»
Заказать книгу: МИФ / Ozon / Wildberries / Читай-город
Что почитать по теме:
Как научиться рисовать: пошаговый урок от Екатерины Brokali
Как нарисовать голову человека и черты лица: глаза, губы и нос