Мифология народов Севера притягивает своим колоритом и бережным отношением к природе. В МИФе как раз вышел фэнтези-роман на основе якутского фольклора — о юных шаманах, духах, коварных демонах и путешествии между мирами. Чтобы разобраться в мифических образах Якутии, собрали интересные факты из книги «Мифы северных народов России». Кто такие шаманы? Почему существуют целых три мира — Верхний, Средний и Нижний? И кто же их населяет? Рассказываем в статье.
Шаманы: ойуун и удаган
У всех северных народов были слова для обозначения особых людей, призванных к необычным занятиям. У якутов такого человека называли ойуун. Также использовали специальное слово для женщин-шаманок — удаган. Эти люди совершали ритуалы особого типа — камлания, в ходе которых они общались с божествами и духами.
Чем же шаманы занимались? Для чего совершали ритуалы? Шаманы лечили больных и призывали удачу в промысле; добывали души детей для бездетных и души скота для потерявших стадо. Они усмиряли пургу и налаживали хорошую погоду. Еще шаманы могли искать пропавших людей и оленей; оживляли фигурки домашних хранителей и наделяли силой промысловый инвентарь; толковали сны и гадали о будущем; провожали умерших в Нижний мир и изгоняли злых духов из мира людей.
В фэнтези-романе «Солнце в силках» главные герои — юные шаманы. На иллюстрации — удаганка Тураах
Как же шаманы занимаются своим ремеслом? Путем взаимодействия с обитателями Вселенной: божествами Верхнего, Среднего и Нижнего миров, духами-хозяевами промысловых животных и демонами болезней, разными другими существами и народами. Шаман — это знаток традиции, мудрец, воин, администратор, дипломат, а также музыкант и актер в одном лице.
Но кто же эти обитали трех миров, с которыми могли взаимодействовать шаманы?
Три мира и духи
У народов Севера мироздание имеет трехчастную структуру: Верхний мир — небо, Средний — земля, Нижний — подземелье. При этом у якутов — девять ярусов неба, где на высшем, девятом, ярусе живут добрые божества айыы во главе с творцом Юрюнг айыы тойоном, а на низших обитают другие айыы и абаасы Верхнего мира во главе с божеством Улу тойоном. Сумеречные края Нижнего мира, освещенные тусклыми светилами, населены злыми демонами.
В якутском эпосе повествуется о том, как сложилось такое разделение сфер. Давным-давно началась война между племенами Юрюнг айыы тойона, Улу тойона и Арсан Дуолая, предводителя демонов. Битва длилась многие века, и мир уже был на краю гибели. Тогда для предотвращения катастрофы стороны решили заключить мирный договор, по которому разделили Вселенную на три части. Верхний мир был отдан племенам Юрюнг айыы тойона и Улу тойона, Средний — человеческому племени айыы аймага («родичи айыы»), прародителям народа саха, а нижний — демоническому племени Арсан Дуолая.
Верхний мир строго сегментирован. Как уже говорилось, на высшем ярусе живет владыка неба, создатель мира Юрюнг айыы тойон (Белый господин старец); на восьмом и седьмом ярусах обитают божества судьбы. На шестом ярусе неба живет Хаан Дьаасын тойон — бог грома и молнии. На пятом ярусе располагается родоначальник шаманов, сказителей-олонхосутов и кузнецов Улуу Суорун. Четвертый ярус занимает «горбоносый орел», божество птиц, а третий — божество лошадей. На втором ярусе живут божества плодородия айыысыт, покровители семьи и хозяйства: Нэлбэй Айыысыт, способствующая рождению детей; Исэгэй Айыысыт, отвечающая за увеличение поголовья рогатого скота, и Норулуйа — покровительница собак и лисиц. Они живут на нижних слоях неба или там, где оно сходится с землей, чтобы быть ближе к людям и их нуждам.
Получается, что на самом верхнем ярусе неба живут только добрые божества айыы, в Нижнем мире — только демоны абаасы, а на нижних слоях неба и на земле — и те и другие, причем оба племени принимают активное участие в жизни людей, помогают и мешают им.
В жертву богам айыы люди приносили молочную пищу — кумыс, топленое масло. Главным ритуалом почитания айыы был праздник Ысыах, где люди обращались к этим божествам с просьбой о ниспослании благополучной и счастливой жизни, устраивали жертвоприношения и исполняли обрядовый хороводный танец осуохай.
По представлениям якутов, в Среднем мире, кроме людей и животных, обитают бесчисленные духи иччи — хозяева природных стихий, локусов (лесов, гор, рек, озер и т. д.) и того, что создано руками человека: жилых и хозяйственных построек, инструментов, бытовых предметов. Иччи наделены сознанием и волей, они охраняют места своего обитания и те предметы, в которых живут. Для людей они не опасны, но требуют почтительного отношения к себе, а взамен оказывают человеку покровительство и помогают ему.
В числе наиболее почитаемых иччи — хозяйка земли Ан дархан хотун («изначальная важная госпожа»), седая старушка, живущая на священном родовом дереве и способствующая росту растительности. Также почитается Бай Байанай («богач Байанай») — хозяин леса, животных и птиц, покровитель охотников. Его представляли в образе веселого седого старика в меховых одеждах. Бай Байанай любит, когда к нему относятся с уважением. Перед началом охоты ему приносили жертву-угощение и обращались с мольбой об удаче в промысле.
Демоны и злые духи
Абаасы — демоны огромного роста, чудовищной внешности и злобного нрава. Они живут во всех трех мирах: Верхнем, Среднем и Нижнем. Абаасы насылают на людей бедствия и болезни, питаются душами людей и животных. Если человек серьезно заболевал, это означало, что абаасы похитили его кут (душу); и шаман торопился их догнать и отобрать кут, иначе человек мог умереть.
Якутский шаман. Иллюстрация из книги «Мифы северных народов России»
Есть в якутской мифологии и другие злые духи, связанные по происхождению с человеком. Это дэриэт — «живой мертвец»: если на одинокого путника напал абаасы и украл его душу, а тело осталось непогребенным, то в него вселяется злой дух и действует во вред людям, пока тело окончательно не исчезнет.
Еще один такой персонаж — невидимый юёр. Это бесприютная душа человека, умершего преждевременной или неестественной смертью, души некоторых шаманов, а также, после христианизации якутов, душа, лишенная церковного отпевания. Юёры навечно «застряли» на земле. Обычно они обретаются возле места своей гибели или погребения; в таких местах опасно находиться — завистливые и злобные демоны вызывают болезненные состояния и разные проблемы. Полагали также, что юёры могут ходить по земле, вселяться в людей, сводить их с ума и говорить устами сумасшедших и шаманов о своих желаниях, мучить разными болезнями. Шаман, выяснив во время камлания, что болезнь причинил юёр, одаривал духа любимой им пищей, напитком, табаком, новой одеждой. Удовлетворенный дух оставлял больного — и тот выздоравливал.
Больше о мифологии Якутии вы можете узнать из книги «Мифы северных народов России». А также из романа «Солнце в силках» — этнического фэнтези на основе якутского фольклора, где вас ждут бескрайняя тайга, населенная духами иччи, коварные демоны абаасы, отважные шаманы, связующие миры.