Зима в России — суровое время года. Поэтому организовать живописную работу на природе не так-то просто. Холод, конечно, затрудняет работу на пленэре, зато сколько волшебства порой бывает вокруг! Поэтому зимой наша главная задача — набраться побольше впечатлений. Публикуем зимние советы для начинающих художников из книги «Акварельные сезоны. Чародейка-зима» от мастера пленэрной акварели Елены Власовой.
Скетчи «на состояния»
Прогулки по городу и за городом, выезд в зимние каникулы на природу, будь то дача, деревня или путешествие, — все это наполняет новыми впечатлениями, создает ощущение праздника и прекрасное настроение. Ну и конечно, во время прогулок мы собираем материал для будущих работ. По большому счету рисовать можно где угодно и когда угодно. Не обязательно ждать каких-то специальных поездок в красивые места. Начать можно буквально со своего двора, где любой небольшой объект — куст, скамейка или фонарь — уже вполне может послужить прекрасной натурой.
Если мы решаемся рисовать на открытом воздухе, то лучше делать короткие зарисовки — небольшие этюды и скетчи «на состояния», стараясь ухватить быстро меняющиеся цветовые отношения, игру света и тени, композиционные кусочки. Все это послужит хорошей основой для дальнейшей работы в студии, ведь никакое фото не может передать того, что видит глаз. Так формируется насмотренность и опыт передачи цветов и форм.
Что берем с собой
Первым делом хочется сказать про одежду: если мы замерзнем, то сколько-нибудь долгая работа вряд ли будет возможна. Одеваться лучше многослойно (это правило подходит для любого времени года), особенно согреваем руки и ноги. Руки согреть сложнее всего. Кроме теплых перчаток (а лучше варежек) можно посоветовать только частые перерывы для согревания любым способом, от похлопывания до прятания в карманы. Для ног подойдут изотермические грелки в обувь. Если работаете сидя, всегда имейте с собой хобу — дачно-туристическую сидушку из пенки. Ну и термос с горячим чаем всегда будет кстати.
На холоде стараешься работать быстро, поэтому выбирайте небольшие форматы: блокноты, склейки или листы бумаги. Вполне подойдет формат А5. Склейка — это бумажный блок, проклеенный по четырем сторонам. Она очень удобна для пленэров, потому что можно обойтись без планшета. Склейки бывают разных форматов, можно выбрать наиболее подходящий. Если вы работаете на склейке, то вполне можно обойтись и без треноги.
На зимних пленэрах можно использовать небольшой набор красок (удобно брать с собой легкую палитру с отделениями, куда выдавливаются краски из тюбиков) и пару любимых кистей. В мороз вода замерзает, а ведь акварель — водная краска. На кисти моментально образуются ледышки — не успеешь провести линию или сделать мазок. Поэтому, выбираясь на пленэры зимой, можно добавлять в воду для кистей спирт, который не дает воде замерзнуть. Это может быть аптечный спирт или даже водка, пропорцию определяем на глазок и опытным путем: она зависит от размера емкости для воды.
Основные практики
Скетчи, наброски помогают нам выстроить четкое взаимодействие глаза и руки, учат использовать основные выразительные средства: живую линию и пятно. Здесь мы сосредоточиваемся на работе с силуэтом и формой. Делайте быстрые зарисовки улиц, людей, каких-то интересных объектов, которые привлекли внимание, — рукотворных или природных. Деревенские домики, крылечки, окошки, городской парк, двор или вся улица целиком — все может послужить натурой. Она повсюду. Линером и/или акварелью можно работать без предварительного карандашного рисунка.
Этюды служат для поиска цветовых и тональных сочетаний. Этюд — это часто более длительный рисунок, чем набросок. Очень интересно искать и фиксировать состояния через что-то не совсем обычное для восприятия и то, что ставит нам особые задачи: небо на рассвете, подкрашенные закатом облака, огни в ночном парке, отражения в воде или солнечные лучи сквозь кроны деревьев. Здесь лучше работать не торопясь, вдумчиво, но и не затягивая, так как зачастую природные состояния очень изменчивы и мимолетны.
Заготовка фотореференсов также сослужит нам хорошую службу. Снимок, конечно, не передаст живых нюансов, которые видит глаз, но поможет воспроизвести форму, внешний вид тех или иных объектов.
Позже, в сочетании с живыми зарисовками с натуры, а также вашими впечатлениями, снимок станет основой для живописной работы. Просто копировать фотографии не стоит, в этом нет никакого смысла. Особенно удобно фотографировать там, где вы точно не сможете рисовать с натуры, например на оживленных улицах ночного города с праздничным освещением, на катке, во время салюта или на башне, колокольне. Из этих фотографий могут получиться суперсюжеты для будущих картин!
Из книги «Акварельные сезоны. Чародейка-зима».
Акварельные работы автора.