Творчество
Игра пятен и музыка акварели. Мастер-классы для начинающих и советы от акварелиста Сергея Курбатова
11 мая 1 580 просмотров

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

«Чистый лист неизменно волнует меня. Перед ним я замираю в нерешительности, и неважно, сколько лет я уже плаваю по акварельным морям…»

Акварель всегда удивляет. Она кажется легкой и прозрачной, но на деле часто неуправляема. Совершенствоваться в ней можно бесконечно — с помощью мастер-классов и практики, практики, практики.

Книга акварелиста, пейзажиста, художника-аниматора и преподавателя Сергея Курбатова поможет это сделать. Сергей посвятил свою жизнь творчеству, его работы выставляются и участвуют в конкурсах в России, Европе, США, Японии. Он станет вашим проводником по волшебному миру акварели.

Философия акварели

Книга Сергея Курбатова не похожа на классический учебник. Здесь есть не только практические пошаговые уроки, необходимые для освоения авторской техники и выработки своего стиля, но и «лирическая» часть — погружение в философию акварели.

Сергей рассказывает о композиции, игре пятен, ритме и музыке акварели. И об одном из ключевых навыков: умении ослаблять контроль и позволять акварели творить вместе с вами.


Сергей Курбатов совершенствуется в акварели всю жизнь.

Чтобы отточить свое мастерство, Сергей много практиковался. Снова и снова брал в руки кисть. Он уверен, что каждый может писать акварелью.


Шаг за шагом вы освоите акварель: начнете с простой заливки и закончите полноценными пейзажами. Мастер-классы понятные и подробные. Иллюстрация здесь и далее из книги «Акварельный джаз Сергея Курбатова»

«Мне иногда кажется, что не я в течение долгих лет учусь акварели, а она учит меня. Учит терпению, умению разбирать свои ошибки, не сдаваться, радоваться небольшим удачам и снова двигаться вперед.

Сейчас я просто получаю радость от процесса. Меня все так же, как и в детстве, накрывает теплая волна, когда я беру в руки новые краски, хорошую бумагу, когда понимаю, что способен перенести на лист какую-то интересную идею».

Рисуйте чаще

Акварель считается довольно непростой техникой. Это заслуженно, ведь она, акварель, всегда движется так, как ей хочется. Художник, работая в технике по-сырому, может лишь предугадать форму пятна, но полностью контролировать эту стихию не получится. Но в ее непредсказуемости и скрыта привлекательность.

За годы проведения мастер-классов и обучающих пленэров Сергей был свидетелем множества сложных ситуаций, в которые попадают новички.

Именно поэтому он постарался не делать из книги сухое учебное пособие, а попытался развеять ненужные страхи, уделив особое внимание ошибкам и «граблям».

В его книге три раздела: обзор материалов, главы с уроками от простого к сложному и раздел, посвященный пленэру.

«Рисуйте как можно чаще, в том числе карандашом, потому что рисунок — это основа вашего будущего шедевра. И если не получается с первой попытки — не расстраивайтесь, берите новый лист, ставьте задачу и снова рисуйте», — советует Сергей Курбатов.

Первые опыты с акварелью

У акварелистов есть немало «секретиков». И один из них — моторика, движения руки и кисти. От этих движений зависит то, как краска «пойдет» по бумаге, и в целом именно они определяют характер будущей картины. Вот несколько техник.

Градиент (или растяжка) — это когда один цвет плавно «гаснет» к концу заливки или переходит в другой.


В книге представлено несколько способов создать градиент.

Ну а если попробовать соединить в одной линии работу кончиком кисти и всей поверхностью — получим волну: начинаем с кончика, плавно переходим на весь пучок, прижимая кисть к бумаге, и снова работаем кончиком, поднимая руку; так можно нарисовать рябь на поверхности воды.


В технике волна можно изобразить рябь на воде.

Стаккато — короткие быстрые точки и «кляксы» для создания бликов, листьев на ветвях. И еще один базовый прием — сухая кисть. Пигмента в кисти — минимум: кисть перемещается по бумаге беспощадно и жестко снизу вверх.



Стаккато (слева вверху) и прием сухая кисть.

Получается та самая магия: акварельные капилляры, воздушные границы и гранулирующие волшебные кусочки разных пигментов.

Контроль — это не об акварели

«Невозможно в одной книге передать все грани искусства акварели, научить читателя абсолютно всему. Моя задача — разбудить интерес к акварели, направить в нужное русло, разъяснить», — пишет Сергей и дает несколько советов тем, кто в начале пути.

Присоединиться можно в любой точке маршрута (в зависимости от уровня подготовки) и двигаться вперед, узнавая новое и обретая творческую уверенность.


Основной герой книги — пейзаж, но главы о материалах, цвете, тональности, рассказы о композиции, ритмах будут полезны всем художникам

Вот что еще под обложкой:

— Снежные и летние пейзажи
— Тайные движения рук художника
— Как развеять сомнения и избавиться от синдрома самозванца
— Пленэры: снаряжение, палитра, единомышленники
— Гуашевые замесы, высветление и другие волшебные слова
— Первые опыты с акварелью
— Мастер-классы по акварели для совершенствующихся

Не ждите вдохновения. Найдется множество причин, чтобы чего-то не делать, но, если есть хотя бы одна причина рисовать, не пренебрегайте ею. И рисуйте!

Еще больше интересных уроков в книге «Акварельный джаз Сергея Курбатова».
Обложка статьи: иллюстрация из книги.

Рубрика
Творчество
Похожие статьи