Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Кругозор
Белый — бытие, красный — карма, черный — апатия. Что мы знаем о значении цвета?
28 марта 2023 2 310 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Какие цвета стали сакральной триадой? Где появилась пятицветная модель мира? И как воспринимали оттенки в Древнем Египте, Средневековье и Древней Руси? Делимся любопытными фактами из книги «Главное в истории цвета» — о мифологии, символике и истории цвета в культуре, религии и искусстве.

Сакральная триада цветов

Белый, красный и черный стали первыми цветами, доступными пониманию человека. Их быстро наделили статусом сакральных, священных. Именно они использовались для обозначения трех главных миров: белый — это свет благих богов; красный — цвет духов и демонов, обитающих рядом с людьми; черный — цвет подземного мира, жилища темных, злых сил.


Наскальные рисунки аборигенов скала Нурланги, Австралия

Главенство белого, черного и красного в цветовой символике наблюдается практически у всех ныне живущих племен Африки с первобытно-общинным строем. Это догоны, маны, бакту, семанги, сакаи и др. Сходная картина отмечается на Мадагаскаре, в пещерных росписях австралийских аборигенов и у индейских племен Северной Америки.

Цвета как нити существования мира

В Древней Индии три основных цвета соответствуют трем «нитям существования мира»: белый — бытие, символизирует чистоту и безмятежность; красный представляет собой активное начало, порождающее карму; черный — состояние сдавленности, заторможенности, склонности к летаргической апатии. Основа основ для древних индийцев — солнце (брахман, главная веда и высшее божество), оно не имеет определенного цвета, зато порождает всю палитру.

Пятицветная модель мира в Древнем Китае

В религиозно-философских воззрениях Древнего Китая присутствует пятицветная модель мира. Это своеобразная пентаграмма, где каждый цвет соотносится с элементом природы: желтый — это земля, поскольку напоминает окраску лёссовых почв; красный — огонь; сине-зеленый — дерево, цвет листвы; белый — цвет металла; черный — темная вода, стихия водяного потока.


Космологическая мандала с горой Меру XIV век, шелк, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Конечно, в обыденной жизни и в искусстве мир имел более богатую палитру. Но почитание этих основных пяти цветов сохранялось на протяжении всей истории Китая.

Мифология цвета у древних славян

В древнерусской мифологической традиции свет был источником не только блага, но и красоты. Именно поэтому светлым называли все красивое, яркое и сияющее вне зависимости от реальной окраски.

Белый цвет в языческой мифологии был цветом доброго бога, покровителя воинов Свентовита. Красный — цветом древнейшего божества Ярилы, то есть солнца. Он связан с весной, плодородием и возрождением природы к жизни после зимы.


Нижегородская вышивка ок. 1700–1800 гг., лен, шерсть, металлизированная нить, шелковая нить, Художественный музей Кливленда, Кливленд, США

Черный цвет воспринимался как отсутствие света, то есть тьма, мрак, и был связан с понятием зла. В разговорной речи слово «черный» употреблялось как синоним слов «плохой», «несчастный», «несвободный» и т. д. Черными были и персонажи Пекельного мира, которые часто появлялись в виде черного животного или предмета.

Цвет в культуре Средневековья

Настоящим царством цвета были храмы Средневековья. Официально церковь признавала темные цвета добродетельными, а яркие — грешными. Вопреки этому, неотъемлемым элементом декора средневековых храмов были красочные фрески, цветные витражи, сияющее золото и драгоценные камни на церковной утвари.

Важное место в декоре церкви занимало золото — застывший блеск солнца. Сияющий в свете витражей, золотой (желтый) цвет воспринимался как проявление божественного и производил сильное впечатление на верующих, наполняя их «материализованным светом», как в начале XII века писал Гонорий Августодунский.


Витражи с изображениями императора Генриха II и королевы Кунигунды 1340–1350 гг

В церковных ритуалах существовала строгая регламентация, когда и какие цвета нужно использовать. Белый цвет, как символ чистоты, главенствовал в дни, посвященные ангелам, Деве Марии и праведникам, а также на Рождество и Богоявление, в Великий четверг, Воскресение Христово, на Вознесение и в День Всех Святых. Красный цвет, напоминающий о крови, которую пролил Христос, использовали в пасхальных службах, праздниках, посвященных апостолам и мученикам, а также в Пятидесятницу.

Черный цвет, связанный с трауром и покаянием, предназначался для заупокойных месс, Рождественского поста, Дня Святых Невинных Младенцев Вифлеемских, а также для периода с Семидесятницы до Пасхи.

Магия цвета в Древнем Египте

Цвет был важной и неотъемлемой частью древнего мировоззрения в Египте. Важную роль в жизни Древнего Египта играли голубой и синий — цвета безоблачного неба и животворящих вод Нила. Голубым раскрашивали одежды благих богов на фресках, им покрывали глиняную посуду для пищи и земледельческих ритуалов плодородия. Цвет воды, без которой в засушливом климате невозможен урожай, означал жизнь. Синий — это также цвет Амона-Ра, иногда Осириса. Божества Птах, Гор, Хнум, Нут зачастую изображались с синими телами.

Почитался египтянами и зеленый цвет, который ассоциировался с растительностью, дающей под палящим солнцем пустыни жизнь. Этот цвет знаменовал усиление всех существующих благ. Зелень напоминала об изобильных полях загробного мира, некоего подобия христианского рая. Зеленый в Древнем Египте означал также воскрешение и зарождение новой жизни, питание и достаток. Владыка загробного мира Осирис всегда изображался с зеленью или зеленокожим.


Сет, открывающий дверь Осирису. Мэри Калверли, Миртл Брум

Бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти изображался с красными глазами и красными волосами. Этот цвет считался цветом опасностей, которые неподвластны человеку. Красными чернилами писали иероглифы, означающие зло и демона неудачных дней.

Белый был цветом чистоты. Одежда жрецов чаще всего была белого цвета, да и бо льшую часть священных предметов делали из белого алебастра. Священных животных, например волов, коров, бегемотов, также изображали белыми.

По материалам книги «Главное в истории цвета»

Рубрика
Кругозор
Похожие статьи