«Что вы делаете, когда не пишется?» — такой вопрос мы задали нашим авторам. Что из этого вышло — читайте в этом материале, где собралось много интересных мыслей и советов.
Анви Рид, автор книги «Пир теней»
То что вдохновения не существует я поняла почти сразу. И то, что писатели романтизированны тоже. Это огромный труд и стопроцентное моральное истощение. Поэтому я просто стараюсь писать каждый день. Хоть чуть-чуть, хоть пару строк, но пишу и делаю это для того, чтобы не выпасть из истории.
Еще я окружаю себя мерчом, который мотивирует и подбадривает меня. Моя пробковая доска увешана артами героев, эстетиками стран и картой с которой я очень часто сверяюсь. Я ставлю себе дедлайны, которые помогают мне держаться в рамках и записываю все идеи, которые ко мне приходят в свой блокнот. Вероятность, что я вернусь к этим записям, равна нулю, но зато во время редактуры я могу что-то добавить или заменить.
Что я делаю, когда не пишется? Страдаю. Но обычно даю себе время отдохнуть и иду к кому-нибудь обсудить написанное. Чаще всего это мой муж, который сразу накидывает мне миллион идей и вопросов. Мне «не пишется» тогда, когда я не знаю о чем писать, поэтому пару дней я хожу в раздумьях и мучаю себя разными мыслями о том, как же интересно я могу все развернуть.
Курс для тех, кто хочет писать с душой (и для души)
Ася Гимборг, автор книги «Великолепный век османского искусства»
Для вдохновения мне важна чистота и порядок вокруг, и тишина: так проще настроится на работу. Иногда пишется легко из-за вдохновения, но муза — барышня непостоянная. Иногда приходится просто садиться и писать, ведь это часть работы, а значит иногда писать — это просто рутина, а иногда — наивысшее наслаждение.
Мой совет не ждите все время вдохновения, просто пишите хоть строчку, хоть страницу, в писательстве важна дисциплина, вдохновение — это приятный бонус, но не стоит рассчитывать на его стопроцентное присутствие.
Ales, автор романа «Мангуп»
Если не пишется, сплю, отдыхаю, путешествую. «Не пишется» только если у тебя нет этого эмоционального излишка, что может перевалить через борт из твоей личности к читателю. Значит, нужно его накопить.
Любые остановки в работе или творчестве чем-то обоснованы. Достаточно подойти к вопросу критически, разобрать себя, как механизм, и найти поломку. Чинится всё на свете, даже человек.
Юлия Чмеленко, автор книги «Шумерские мифы»
Меня вдохновляют артефакты и работа с ними. Держать в руках памятники месопотамской культуры, спускаться в закрытые фонды музеев, работать с памятниками в лаборатории… Ты словно прикасаешься к истории, когда на ладони твоей руки лежит табличка, созданная такими же руками 5 000 лет назад, временные рамки словно раздвигаются. Держать в руках древние артефакты для меня очень трепетно, и это огромное счастье.
Если не пишется, ищите информацию по материалу и читайте классическую литературу. Конечно, чтобы научиться писать, нужно писать (позволю себе перефразировать Мао Цзэдуна).
Владимир Торин, соавтор дилогии «Мистер Вечный Канун»
Мой метод: когда чувство ненависти и презрения к себе из-за прокрастинации достигает пика, садишься и пишешь. Помогает посмотреть новости знакомых писателей. Кто-то постоянно выкладывает новые главы, а ты — нет. Это мотивирует.
Я живу в писательском кризисе. Вылавливаю моменты без кризиса и с разгона в них запрыгиваю.
Джо Котляр, автор комикса «Ты мой»
У меня был творческий кризис, я не рисовала пять лет и просто сменила сферу деятельности. Позанимавшись чем-то другим поняла, что рисовать мне нравится больше.
Совет молодым комиксистам: главное продумать сюжет. Не обязательно сразу выдумывать сложные истории, можно начать с чего-то простого. Порисовать короткие комиксы и поучаствовать в конкурсах, чтобы понять свои силы и возможности. Все-таки рисовать длинный комикс достаточно сложно. Нужно быть очень дисциплинированным и понимать, что на рисование одного тома может уйти год или больше.
Чаки Чаки, автор комикса «Я — Авейра»
Когда рисование становится твоей работой, понятие «кризиса» перестает существовать. Ты уже не думаешь над такими понятиями. Ты просто работаешь. Много работаешь.
Обложка: unsplash