Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество
С чего начать свой текст: 7 советов от журналистов и писателей
21 декабря 2022 2 452 просмотра

Дарья Гордеева
Дарья Гордеева

«Первая фраза — крючок с наживкой для читателя, поэтому ее нужно продумать особенно тщательно», — пишет Карен Визнер в книге «Живой текст». От того, как вы начнете свой текст, часто зависит, захочет ли читатель изучать его дальше. Вот почему первым фразам принято уделять особенно много внимания.

Вот 8 советов от авторов наших книг о том, как сделать начало текста интересным и захватывающим.

В марте 2024 года в МИФе стартует новый поток курса «ЦЕХ» — для всех, кто хочет издать свою книгу. По промокоду blog у вас специальная скидка — 30%.

Поместите читателя в середину действия

Одна из самых распространенных ошибок — начинать материал об интересном человеке с его рождения, а материал о череде событий — с первого из этих событий: читатель еще не понимает, почему ему должно быть интересно; предыстория ему ни о чем не говорит, потому что он еще не знает самой истории.

Более эффективный прием — сразу помещать читателя в середину действия, в разгар событий: нам еще неизвестно, почему что-то произошло, — но мы уже видим, что произошло что-то экстраординарное, что-то, что привлекает наше внимание и вызывает желание узнать подробности. Например: «Когда я вошла в квартиру, в нос ударил резкий запах гари. Я вскрикнула: „Дети, что у вас происходит?“ — но мне никто не отвечал…»

После этого делайте смысловую паузу и начинайте рассказывать историю последовательно, по хронологии. Читатель, внимание которого зацепила кульминация, захочет узнать, что к этому привело и как развивались события.

Введите читателя в историю

Введите читателя — или очень похожего на него персонажа — в ваше повествование. Расскажите историю о человеке, попавшем в ту самую ситуацию, о которой пойдет речь, или нарисуйте гипотетическую, но легко узнаваемую картину.

Например:

«Стоит прохладный, ясный осенний день. На часах половина второго. Желтое солнце висит в ярко-голубом небе. Понемногу собирается толпа. Представьте, что вы сейчас там. Вот вы проталкиваетесь в первые ряды и тянете шею, пытаясь разглядеть хоть что-нибудь. Вы приставляете ладонь к уху, чтобы лучше слышать».

Приведите шокирующие факты или цифры

Чтобы начать эффектно и завладеть вниманием читателя, можно вынести в первые строчки наиболее интересный факт, о котором вы потом подробнее расскажете в основной части. Пусть читатель наткнется взглядом на сенсационные данные и подумает: «Стоп… Что?»

Например:

«Недавнее нашумевшее исследование показало, что треть американцев, которые покупают „умные“ аксессуары, перестает носить их через полгода. Так почему же столь крупные и успешные компании, как Google, Nike, Pepsi и Disney, вливают в эту технологию миллиарды долларов?»

Важно: чтобы выбрать именно цепляющий факт, вначале нужно разобраться с портретом целевой аудитории, понять, что за люди вас читают и почему. Только понимая их мотивы, интересы и проблемы, вы сможете выбирать такие детали, которые не оставят именно этих людей равнодушными.

Задайте вопрос

Чтобы усилить интригу, любые факты можно превращать в вопросительные предложения: «Знаете ли вы, что 80% людей не достигают поставленных перед собой целей? Причина очень проста…» или «Что самое важное в счастливом браке? Ученые выяснили это…».

Однако не стоит злоупотреблять приемом с вопросами: он быстро надоедает. Постарайтесь, чтобы ваш текст не был похож на заезженный рекламный ролик («вы когда-нибудь задумывались, сколько бактерий живет под ободком унитаза?»).

Начните с конца

Если вы рассказываете историю (например, изливаете на своей страничке в соцсети желчь на какой-нибудь магазин или службу такси), спойлерните прямо в начале концовку, то есть расскажите, к чему все пришло.

Сравните два начала:

  • «Давеча вызвал автомобиль службой „Довези меня живым такси“, и со мной приключилась дивная история».
  • «И после этого мы с таксистом доели шашлык и успели в аэропорт».

Пример грубый, но понятный. Многие жалуются на сервис, но, если за этим нет истории (интересной, поучительной или странной), люди просто проскроллят.

Если же текст ну никак не получается коротким, то с этого и начните:

«Привет. Это история о том, как таксист чуть не высадил меня на полигоне бытовых отходов. История длинная, чтение займет минут семь, но вы не пожалеете».

Обозначьте боль читателя

Если человек что-то смотрит или читает, значит, у него обязательно что-то болит. Самое банальное — ему скучно. А чем не боль? Если человеку скучно, развлеките его. Если у него в одной руке паяльник, а в другой телефон, где он судорожно гуглит «как спаять плойку, чтобы жена не заметила разницы», то просто ответьте на его вопрос, а не рассказывайте, какие еще бывают бытовые приборы со сложной судьбой.

Также можно описать картину, которую с легкостью узнает любой читатель:

«Вы в отпуске и готовы пуститься во все тяжкие. Что будете делать? Ходить по музеям? Любоваться архитектурой? Нет уж, спасибо. Вы же прекрасно знаете, что истинное погружение в культурную среду начинается (и заканчивается) в каком-нибудь злачном месте, где можно выпить с местными на брудершафт».

Расскажите историю из личного опыта

Этим приемом часто пользуются авторы журнала New Yorker. Вот, например, начало из статьи Ричарда Броди:

«Из-за Годзиллы я лишился будущего в искусстве. В детстве я буквально бредил монстрами и ящерами. Именно поэтому, когда долгожданный сериал про Годзиллу стали показывать по утрам в субботу, я бросил ради него художественную школу… Я пропустил очередную часть франшизы в 2004 году, и нынешний релиз дал мне возможность наверстать упущенное; однако опыт просмотра немало меня удивил».

Заметим, что лид в статье Броди только выигрывает оттого, что под конец автор интригует читателя: чем же удивил его новый фильм про Годзиллу?

P.S. Еще больше полезных знаний — на нашем курсе «Текст как инструмент». В звездной компании экспертов будем учиться находить вдохновение, выискивать тайны в прозрениях великих и узнавать, как работают с текстом писатели, редакторы и копирайтеры МИФа. По промокоду TEXTBLOG — скидка 20% на любой тариф.

По материалам книг «Пишут все», «Пиши, ленивая *опа», «О мой блог!», «Живой текст»

Фото на обложке отсюда

Рубрика
Творчество
Похожие статьи