«Первая фраза — крючок с наживкой для читателя, поэтому ее нужно продумать особенно тщательно», — пишет Карен Визнер в книге «Живой текст». От того, как вы начнете свой текст, часто зависит, захочет ли читатель изучать его дальше. Вот почему первым фразам принято уделять особенно много внимания.
Вот 8 советов от авторов наших книг о том, как сделать начало текста интересным и захватывающим.
В марте 2024 года в МИФе стартует новый поток курса «ЦЕХ» — для всех, кто хочет издать свою книгу. По промокоду blog у вас специальная скидка — 30%.
Поместите читателя в середину действия
Одна из самых распространенных ошибок — начинать материал об интересном человеке с его рождения, а материал о череде событий — с первого из этих событий: читатель еще не понимает, почему ему должно быть интересно; предыстория ему ни о чем не говорит, потому что он еще не знает самой истории.
Более эффективный прием — сразу помещать читателя в середину действия, в разгар событий: нам еще неизвестно, почему что-то произошло, — но мы уже видим, что произошло что-то экстраординарное, что-то, что привлекает наше внимание и вызывает желание узнать подробности. Например: «Когда я вошла в квартиру, в нос ударил резкий запах гари. Я вскрикнула: „Дети, что у вас происходит?“ — но мне никто не отвечал…»
После этого делайте смысловую паузу и начинайте рассказывать историю последовательно, по хронологии. Читатель, внимание которого зацепила кульминация, захочет узнать, что к этому привело и как развивались события.
Введите читателя в историю
Введите читателя — или очень похожего на него персонажа — в ваше повествование. Расскажите историю о человеке, попавшем в ту самую ситуацию, о которой пойдет речь, или нарисуйте гипотетическую, но легко узнаваемую картину.
Например:
«Стоит прохладный, ясный осенний день. На часах половина второго. Желтое солнце висит в ярко-голубом небе. Понемногу собирается толпа. Представьте, что вы сейчас там. Вот вы проталкиваетесь в первые ряды и тянете шею, пытаясь разглядеть хоть что-нибудь. Вы приставляете ладонь к уху, чтобы лучше слышать».
Приведите шокирующие факты или цифры
Чтобы начать эффектно и завладеть вниманием читателя, можно вынести в первые строчки наиболее интересный факт, о котором вы потом подробнее расскажете в основной части. Пусть читатель наткнется взглядом на сенсационные данные и подумает: «Стоп… Что?»
Например:
«Недавнее нашумевшее исследование показало, что треть американцев, которые покупают „умные“ аксессуары, перестает носить их через полгода. Так почему же столь крупные и успешные компании, как Google, Nike, Pepsi и Disney, вливают в эту технологию миллиарды долларов?»
Важно: чтобы выбрать именно цепляющий факт, вначале нужно разобраться с портретом целевой аудитории, понять, что за люди вас читают и почему. Только понимая их мотивы, интересы и проблемы, вы сможете выбирать такие детали, которые не оставят именно этих людей равнодушными.
Задайте вопрос
Чтобы усилить интригу, любые факты можно превращать в вопросительные предложения: «Знаете ли вы, что 80% людей не достигают поставленных перед собой целей? Причина очень проста…» или «Что самое важное в счастливом браке? Ученые выяснили это…».
Однако не стоит злоупотреблять приемом с вопросами: он быстро надоедает. Постарайтесь, чтобы ваш текст не был похож на заезженный рекламный ролик («вы когда-нибудь задумывались, сколько бактерий живет под ободком унитаза?»).
Начните с конца
Если вы рассказываете историю (например, изливаете на своей страничке в соцсети желчь на какой-нибудь магазин или службу такси), спойлерните прямо в начале концовку, то есть расскажите, к чему все пришло.
Сравните два начала:
- «Давеча вызвал автомобиль службой „Довези меня живым такси“, и со мной приключилась дивная история».
- «И после этого мы с таксистом доели шашлык и успели в аэропорт».
Пример грубый, но понятный. Многие жалуются на сервис, но, если за этим нет истории (интересной, поучительной или странной), люди просто проскроллят.
Если же текст ну никак не получается коротким, то с этого и начните:
«Привет. Это история о том, как таксист чуть не высадил меня на полигоне бытовых отходов. История длинная, чтение займет минут семь, но вы не пожалеете».
Обозначьте боль читателя
Если человек что-то смотрит или читает, значит, у него обязательно что-то болит. Самое банальное — ему скучно. А чем не боль? Если человеку скучно, развлеките его. Если у него в одной руке паяльник, а в другой телефон, где он судорожно гуглит «как спаять плойку, чтобы жена не заметила разницы», то просто ответьте на его вопрос, а не рассказывайте, какие еще бывают бытовые приборы со сложной судьбой.
Также можно описать картину, которую с легкостью узнает любой читатель:
«Вы в отпуске и готовы пуститься во все тяжкие. Что будете делать? Ходить по музеям? Любоваться архитектурой? Нет уж, спасибо. Вы же прекрасно знаете, что истинное погружение в культурную среду начинается (и заканчивается) в каком-нибудь злачном месте, где можно выпить с местными на брудершафт».
Расскажите историю из личного опыта
Этим приемом часто пользуются авторы журнала New Yorker. Вот, например, начало из статьи Ричарда Броди:
«Из-за Годзиллы я лишился будущего в искусстве. В детстве я буквально бредил монстрами и ящерами. Именно поэтому, когда долгожданный сериал про Годзиллу стали показывать по утрам в субботу, я бросил ради него художественную школу… Я пропустил очередную часть франшизы в 2004 году, и нынешний релиз дал мне возможность наверстать упущенное; однако опыт просмотра немало меня удивил».
Заметим, что лид в статье Броди только выигрывает оттого, что под конец автор интригует читателя: чем же удивил его новый фильм про Годзиллу?
P.S. Еще больше полезных знаний — на нашем курсе «Текст как инструмент». В звездной компании экспертов будем учиться находить вдохновение, выискивать тайны в прозрениях великих и узнавать, как работают с текстом писатели, редакторы и копирайтеры МИФа. По промокоду TEXTBLOG — скидка 20% на любой тариф.
По материалам книг «Пишут все», «Пиши, ленивая *опа», «О мой блог!», «Живой текст»
Фото на обложке отсюда