Самое раннее искусство часто наделялось мощными магическими или духовными свойствами. Более позднее нередко носило образовательный характер, некоторые произведения создавались, чтобы украсить пространство и вдохновить зрителя. Еще позже искусство взяло на себя наблюдательную функцию и стало комментарием к общественной жизни. Оставаясь важным социальным компонентом, оно приобретало все большую выразительность. Если в древности современники творцов могли без труда «читать» изобразительный язык искусства, далеко не все современное нам искусство легко поддается расшифровке, даже в том обществе, где оно появилось на свет. Прольем немного света на современное искусство из книги «Мировое искусство в 100 главных шедеврах».
Вселенная из проволоки
Американский художник Александр Колдер, известный своими кинетическими мобилями, приводимыми в движение с помощью воздушных потоков или моторов, создавал также картины, гравюры и миниатюры, проектировал театральные декорации и ювелирные изделия, изготавливал гобелены, ковры и политические плакаты. Он начал учиться художественному ремеслу в Лиге студентов-художников Нью-Йорка, а затем, в 1926 году, уехал в Париж, где работал как скульптор, сочетая интуитивные инженерные навыки с уникальным изобразительным языком, который развивался параллельно с сюрреализмом.
Кинетическая скульптура была придумана русскими конструктивистами в 1915 году. Когда Колдер в начале 1930-х годов изобрел мобиль, он не был знаком с конструктивистами, но его скульптуры — моторизованные и проволочные, закрепленные на потолке и самонесущие — перекликаются с творчеством целого ряда художников разных движений, включая произведения дадаизма, работы Мондриана и некоторые картины Жоана Миро́.
Движущиеся скульптуры Колдера произвели революцию в искусстве. В 1931 году Марсель Дюшан назвал их «мобилями», а Жан (Ханс) Арп окрестил его более поздние статичные автономные металлические скульптуры «стабилями». Сам Колдер называл их «четырехмерными рисунками». Большинство конструкций Колдера составлены из абстрактных форм, но некоторые напоминают объекты реального мира.
В 1933 году, незадолго до создания представленной здесь работы, он сказал: «Точно так же, как можно сочинять цвета или формы, можно сочинять движения».
Вселенная. Окрашенная железная трубка, стальная проволока, двигатель, дерево, веревка. 1934. Александр Колдер (1898–1976)
Эта конструкция — один из первых механизированных мобилей Колдера. Конструкция состоит из маленькой красной сферы и белой сферы чуть большего размера, обе прикреплены к переплетенным между собой кускам изогнутой проволоки. С помощью самодельного двигателя две сферы движутся, вращаются и время от времени проходят вблизи друг друга на разной скорости, совершая один полный цикл за 40 минут.
По замыслу Колдера, непредсказуемость траектории передает хрупкое равновесие и вечное движение Вселенной, постоянное изменение взаимодействий внутри нее. Размышляя о своих работах того периода, художник отмечал: «Основополагающим мерилом формы для меня была Вселенная или какая-то ее часть».
Когда в 1943 году работа была выставлена в Музее современного искусства в Нью-Йорке, завороженный Альберт Эйнштейн простоял перед медленно движущимися элементами все 40 минут полного цикла.