Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество
«Изображение жира на рисунке — всегда хорошо». Учимся рисовать фигуру человека
13 ноября 2022 2 713 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Рисунки, которые можно было бы назвать красивыми, часто портит незнание — незнание анатомии. Понимание устройства мышц, сухожилий и костей человеческого тела.

Благодаря анатомии, художник видит человека и понимает, зачем нужен каждый выступ, линия и изгиб, как все они помогают телу выполнять те или иные функции. Художник использует свои знания — не об искусстве, а о человеке, — чтобы вдохнуть жизнь в свою работу и наделить ее душой.



Фигура человека для художника

Выбрали несколько любопытных фактов и советов из книги, где рассказано и показано, как же изображать тело, — книги «Фигура человека для художника». Делимся отрывками.

Пропорции

Художников часто учат использовать голову как единицу измерения, изображая пропорциональную фигуру (берется голова от макушки до кончика подбородка).

Например, рост среднестатистического взрослого — 7,5–8 голов, а ребенка — 5 голов. С их помощью можно отмерить, где должна находиться линия сосков и пупок.

Для среднестатистического гармонично сложенного взрослого, не имеющего никаких особенностей внешности, этот метод отлично работает. Но вам, скорее всего, приходится изображать самые разные фигуры: людей любого роста, веса и всех возрастов. И тут голова становится ненадежной единицей измерения.

Краниальная единица

Так, с возрастом гравитация постепенно тянет вниз не только кожу лица, но и линию сосков. Местоположение пупка изменится, если человек сбросит или наберет вес. Но одно у человека не меняется — скелет. Он всегда остается надежным инструментом определения пропорций персонажа. Здесь для масштабирования применяется краниальная единица — за основу берется ширина черепа (прямоугольный отрезок высотой в пять глаз).

Отсчитайте одну краниальную единицу — от макушки до основания носа. Затем вторую — до подключичной ямки. Отмерив следующий отрезок, вы остановитесь в центре грудины, не доходя до мечевидного отростка. Следующий заканчивается на десятом ребре. И так далее.

Используя этот метод, легко определить расположение основных костных ориентиров и создать разметку костной структуры, на которую наслаиваются мышцы, сухожилия и жировая прослойка.

Двух одинаковых скелетов нет

Кто-то идеально вписывается в пропорциональную схему: рост 7,5–8 краниальных единиц, длина частей тела и конечностей — ровно столько, сколько нужно. Но телосложение большинства людей в той или иной мере непропорционально. И это не плохо; это дает простор для экспериментов и игры с пропорциями, создания новых и интересных персонажей.

Но даже если вы хотите изобразить непропорциональную фигуру, не забывайте о функциональности и всегда думайте, зачем вы допускаете те или иные искажения; у смотрящего на рисунок не должно оставаться сомнений в его реалистичности, будь то бумажная или цифровая иллюстрация.

Симметрия

У художников, создающих персонажей и существ в двух или трех измерениях, часто возникает тяга к симметрии, особенно при изображении лиц. Рисовать их симметричными, безусловно, проще и быстрее, особенно если вы работаете в цифре. Однако реалистичность и интерес человеческим лицам придает небольшая асимметрия, хотя симметрия, безусловно, встречается в природе.

Это легко протестировать: сфотографируйте себя анфас и загрузите снимок в программу для редактирования изображений, например Adobe Photoshop. Отзеркальте сначала левую половину лица и посмотрите, что получилось. Затем отзеркальте правую половину и проанализируйте результат. Скорее всего, вы увидите, что одна сторона лица ýже, а вторая шире.

Любопытно, что у правшей чаще всего немного крупнее правая сторона лица (и тела), а у левшей — левая. Асимметрия в теле очевидна, но на лице не так заметна.

Кожа: жир и морщины

Важно помнить, что поверх мышц и сухожилий есть еще один слой, оборачивающий внутренние, как драпировка, — кожа, самый большой орган человека. А ее невозможно представить без жировых складок и морщин.

Жир

Жировые отложения есть в теле повсюду даже у самого худого человека. Они есть на лице, в бедрах, ладонях и стопах; в задней части коленей и ягодицах. Если художник сосредоточится только на мышцах и проигнорирует жир, модель будет выглядеть менее реалистично.

Изображение жира на рисунке — всегда хорошо, благодаря ему фигура становится более правдоподобной.

Морщины

Морщинам также очень важно уделить внимание, особенно их направлению. Вы заметите, что по всему телу морщины обычно залегают перпендикулярно ходу мышечных волокон. Хотите пример — согните запястье. Обратите внимание на расположение морщин и складок на ткани при движении. Вы заметите, что там они появляются в тех же местах, что и на коже.

Пол: мужское и женское тело

С точки зрения структуры мужское и женское тело одинаковы. Различия возникают на уровне очертаний тела, веса, формы костей и жировых отложений. Центром вертикальной оси, проходящей через мужское тело, считается лобковая дуга, а центром вертикальной оси женского тела — точка чуть выше лобкового симфиза.

Телосложение у женщин, как правило, более субтильное и с точки зрения пропорций, и в целом. Голова меньше, лоб более гладкий и округлый; у мужчин сильнее выраженная надбровная дуга.

Черты лица у женщин обычно мельче, чем у мужчин, губы полнее, а шея тоньше; плечи ýже. У мужчин выраженный кадык, а у женщин щитовидный хрящ более округлый.

Женский и мужской таз сильно различаются. У женщин он короче, шире и глубже, сильнее наклонен вперед. Тазобедренные суставы шире расставлены, отчего и бедра шире.

У мужчин обычно руки длиннее, поскольку длиннее плечевая кость; сам корпус также длиннее. Запястья и кисти крупнее; бедра и ноги длиннее. У женщин более округлые колени.

У женщин больше жировых отложений, причем по всему телу. Основные находятся в области груди, живота, ягодиц и бедер. У мужчин — главным образом в области живота и ягодиц.

Открыть в большем размере→

Возраст

Тело человека растет и постоянно трансформируется от рождения до смерти. На определенных жизненных этапах с ним происходят определенные изменения. Рассмотрим их в хронологическом порядке.


Открыть в большем размере→

Рождение

Центр тела младенца — пупок. Голова обычно на 50% больше в пропорциональном отношении к длине тела, чем у взрослого, и бóльшую ее часть занимает черепная коробка. Руки и ноги округлые и примерно одной длины.

Младенчество и детство

В этот период увеличивается область выше сосков и между сосками, значительно удлиняются предплечья и бедра. Сразу после рождения позвоночник младенца имеет С-образную форму (дуга выпуклостью назад), но с течением времени постепенно формируются четыре изгиба позвоночника.

Период полового созревания

В этот период взрослые и детские пропорции в теле ребенка смешиваются, причем в разных вариациях. Проявляются половые различия: мужское тело становится более угловатым, женское обретает округлые формы. У девочек формируются грудь и жировые отложения; у обоих полов полностью формируется поясничный лордоз.

Юность

В этом возрасте у мужчин становятся более выраженными мышцы, а у женщин полнеет грудь, появляется больше жировых отложений в области таза и бедер.


Открыть в большем размере→

Зрелость

Полная зрелость наступает примерно в возрасте 21 года для женщин и 25 лет для мужчин. В среднем возрасте люди обоих полов могут прибавлять в весе; уменьшается пигментация.

Старость

В этот период жизни снижается эластичность мышц и связок; формируются морщины. Истончаются жировые отложения, из-за чего суставы, кисти, стопы и голова начинают казаться пропорционально больше, а подкожные вены становятся более видимыми. Позвоночник утрачивает силу, появляется сутулость; уменьшается рост. Вдобавок начинают усыхать межпозвоночные диски. Уши и нос, состоящие в основном из хрящей, визуально кажутся крупнее.


Открыть в большем размере→

По материалам книги «Фигура человека для художника»

Рубрика
Творчество
Похожие статьи