Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Кругозор
От Сократа до эмодзи. Как эмоции создают мир, в котором мы живем
21 октября 2022 1 297 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Эмоции создают мир, в котором мы живем. Они лежат в основе религий, экономики, стремления человека и к знаниям, и к конфликтам (одновременно). Доктор философии Ричард Ферт-Годбехер написал увлекательную книгу — ее уже перевели на 20 языков! — о том, как эмоции повлияли на ход человеческой истории. Под обложкой — исследование чувств в контексте разных эпох и культур — от древности и до будущего, от Ганы, Японии и Индии до России и Китая.



Эмоции: великолепная история человечества

Добродетель и стыд цветущей сакуры, ярость и восхищение, аффект и нирвана — пришло время узнать о них всё.

Отвращение. Готовьтесь, что будет бе-бе-бе

В том, что касается отвращения, люди довольно странные. Друг от друга нас отличает не только то, что нас отталкивает (вы хотели бы попробовать хаггис — фаршированный овечий желудок или сюрстрёмминг — блюдо из сельди, которая полгода томится в банке и не пахнет, а смердит?) . Но и сами слова, которые мы используем, чтобы это описать.

Отвращение не так универсально, как вы думаете.


Сыр касу марцу. Давайте не будем вспоминать, из чего он сделан 🙂

Английское слово disgust связано с тем, чтобы не смотреть, не трогать, не нюхать и не пробовать, потому что это вызовет тошноту.

Немецкое слово для омерзения, ekel, не всегда связано с тем же. В своем общем значении — «отстраниться или избежать чего-то неприятного» — ekel могло быть вызвано, например, щекоткой.

Французское dégoût тоже несколько отличается. Это чувство возникает от перенасыщения чем-то хорошим: когда вы съели чуть больше торта, чем следовало, когда кто-то переборщил с парфюмом.

Стыд. Идеальное, должное и актуальное «я»

Стыд — это социальная эмоция, которая дает нам понять, что мы пересекаем моральную границу. Он возникает в тот момент, когда человек рассинхронизируется с эмоциями окружающих. А еще стыд связан с теорией самонесоответствия, разработанной Эдвардом Тори Хиггинсом в 1987 году. Он предположил, что у каждого из нас есть разные «я» — должное, идеальное и актуальное.

  • Идеальное «я» — это то, какими мы, как нам хочется верить, являемся. Это «я» аккуратно водит машину, потому что так правильно и безопасно для всех.
  • Должное «я» испытывает придерживается кодексов и выполняет обязательства — то есть делает то, чего от него ждут. Это «я» водит аккуратно, потому что так положено по закону.

Между идеальным, должным и актуальным «я» всегда есть разрыв. Когда вы осознаёте, что ваше актуальное «я» не соответствует вашему идеальному или должному «я», вы испытываете стыд. Например, вам кажется, что вы идеальный водитель, а на самом деле — всё наоборот.

При этом стыд как социальная эмоция — это не только чувства отдельно взятого индивида. По словам антрополога Рут Бенедикт, иногда на балансе стыда, страха и гнева строятся эмоциональные режимы целых культур.

Как мы стали сентиментальными

Вспомните приятное ощущение радости, когда вы видите, как кто-то помогает пожилой женщине перейти дорогу. Мы бы назвали это эмоциями. А в эпоху Просвещения философы нарекли эти чувства сентиментальными, или сантиментами — чувствами, которые вы испытываете, когда кто-то поступает правильно или наоборот.

Надо сказать, у философов были разногласия по поводу сантиментов. Шефтсбери считал чувства частью нашей внутренней физической природы. Хатчесон видел в них реакцию на баланс и его нарушение. Молодой человек помогает старушке перейти дорогу — пример баланса. Молодость и старость, немощь и здоровье. Дэвид Юм сводил все к полезности. Если я помогаю пожилой женщине перейти дорогу, значит, она благополучно доберется до конечной точки маршрута. Известный сентименталист Адам Смит объяснял сантименты через сочувствие.

«Читать эту книгу — все равно что смотреть знакомый фильм вверх ногами, — пишет автор и соведущая программы Making History Исси Лоуренс. — Позвольте Ричарду Ферту-Годбехеру взять вас за руку и провести по причудливому пути через новые и привычные исторические ландшафты. Любой труд, который начинается с Сократа и заканчивается эмодзи, заслуживает места на моей полке!»


Смит полагал, что внутри каждого есть «беспристрастный зритель», который чувствует себя плохо, когда другим плохо. И наоборот. Сейчас мы назвали бы это эмпатией. Источник

Существовало две разновидности сантиментов — моральные сантименты (те, что описаны выше) и эстетические. Кажется, эти две категории не имеют между собой ничего общего. В конце концов, умение оценить красоту BMW в наши дни не делает вас хорошим человеком. В XVIII веке люди так не считали. Наличие вкуса предполагало нравственность и здравомыслие. Отсутствие вкуса свидетельствовало об обратном. Красота была признаком добра, уродство — признаком зла.

Так философам удалось найти добродетельное в стремлении к обладанию вещами. А хороший вкус стал служить вам оправданием.

От Сократа до эмодзи

«Эмоции: великолепная история человечества» — фундаментальная книга, переведенная на 20 языков. Как пишет сам автор, в своей книге он хотел показать три вещи. Первая — что эмоции не универсальны, а меняются от культуры к культуре и от эпохи к эпохе. Вторая — что эмоции сложнее, чем мы думаем. И наконец, что у эмоций есть собственная история.

«Многие исследователи, кажется, прочли все, что когда-либо было написано о предмете их научного интереса. Но редко встретишь кого-то, кто способен трансформировать огромную базу разрозненных данных в увлекательную и доходчивую прозу. Раньше так можно было сказать о Поле Джонсоне и Ювале Ное Харари. Теперь к ним присоединился Ферт-Годбехер», — написали в книжном журнале Kirkus Review.

Это наиподробнейший и остроумный путеводитель по нашим чувствам — от гнева до любви.

Что еще любопытного в книге (это лишь малая часть!):

  • Два вида любви — как они изменили мир
  • Как мужчинам запретили паниковать
  • Стыд цветущей сакуры и как не чувствовать ничего
  • :-), ^_^ или ‘_’ — смайлосознание
  • Ци в эмоциях: зачем иметь «сердце глупого человека»
  • Ярость африканской королевы. Что такое гнев?
  • «Сердце-лететь», «живот-гореть», «грудь-расти»

Ричард Ферт-Годбехер уверен: истории вне эмоционального контекста просто не существует. Поэтому изучение эмоций — неотъемлемая часть изучения прошлого. И себя. Мы пытаемся понять, что в разное время чувствовали люди, начинаем смотреть на привычные события по-новому и совершаем удивительные открытия.

По материалам книги «Эмоции: великолепная история человечества»
Обложка: unsplash

P.S.: Подписывайтесь на рассылку по культуре и искусству. Будете первыми узнавать о скидках и получать отрывки из книг. Мы присылаем только самое интересное.

Рубрика
Кругозор
Похожие статьи