Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество
Как к нам приходят идеи? Четыре практики, которые помогут запустить творческий процесс
20 октября 2022 4 222 просмотра

Дарья Гордеева
Дарья Гордеева

Известный нейропсихолог Эстанислао Бахрах два года посвятил изучению инновационных компаний, сотрудники которых постоянно генерируют новые идеи. И сделал вывод: чаще всего идеи возникают в процессе обратного мозгового штурма, когда наш мозг максимально расслаблен. Но как добиться этого состояния? Свои выводы доктор Бахрах подробно описывает в книге «Эффективное мышление». Выбрали из нее несколько тезисов о том, как рождаются новые идеи.



Эффективное мышление

Теория умной памяти

Творчество питается идеями, которые рождаются в мозге. Одну из наиболее интересных теорий, объясняющих появление идей, выдвинул Эрик Кандель. Согласно ей, с момента рождения абсолютно все, что случается в жизни, регистрируется в той или иной части мозга. Доктор Кандель назвал это умной памятью.

Представьте: в мозге множество ящиков. Каждый случай из жизни хранится в одном из этих ящиков. Следовательно, мозг работает как архиватор. Ящики открываются и закрываются, и воспоминания соединяются случайным образом. И чем более мы расслаблены, тем чаще они открываются и закрываются и тем больше воспоминаний перемешивается. Это моменты ясности ума.


Время, когда ящики в нашем мозгу случайным образом открываются и закрываются, для каждого это индивидуально: для кого-то — в дýше, для других — во время пробежки, занятий спортом, за рулем автомобиля, в метро или автобусе. Источник

Когда мозг расслаблен, в нем появляется больше мыслей.

Эти мысли могут быть обычными, знакомыми или неважными, но иногда в их ряды просачиваются идеи, которые мы называем творческими. По сути, мы не придумываем ничего нового. Озарения и идеи появляются, когда мы комбинируем известное.

Практика. Техника списков

Один из наиболее эффективных способов придумать большое количество идей в течение недели — это классифицировать их и записывать в блокнот или телефон по мере возникновения.

Составление списков — необыкновенно действенный способ увеличить свободное течение мыслей. Например, за несколько минут составьте список всех воз­можных применений велосипеда. Вероятно, вам на ум придет множество идей, но также вы подвергнете некоторые из них цензуре и запишете только самые очевидные. Чтобы покончить с этой цензурой, придется проявить гибкость. Позвольте себе записывать и другие идеи.

Стимулирующая среда

Чем выше уровень ясности ума, тем больше возможностей для открытий. Это прекрасно понимают инновационные компании. Они размещают своих сотрудников в светлых и просторных помещениях, где те становятся более изобретательными.

Для творчества необходима стимулирующая обстановка.

В сборной Аргентины Лионель Месси — тот же человек с тем же мозгом, что и в «Барселоне». Но в «Барселоне» он более производителен: за матч может провести 10–15 атак, из которых две-три завершатся голом. В то же время в сборной ему удается провести две-три атаки за игру, следовательно, меньше шансов, что они будут нестандартными и приведут к голу.


Уровень игры Месси и то, как он использует свои навыки и творческий потенциал, сильно зависят от обстановки, атмосферы на тренировках, команды и самочувствия. Источник

Практика. Техника абстрактного рисунка

  1. Нарисуйте любые абстрактные фигуры. Не ду­майте долго, используйте свою интуицию.
  2. Из нарисованных фигур интуитивно выберите ту, которая вам больше нравится, выделяется из общего ряда. Обратите внимание на ее главные свойства и признаки. Например, она может быть нарисована плавными, прерывистыми, толстыми линиями, может быть странной, круглой, угловатой и т. д.
  3. Используйте эти свойства и признаки, чтобы нарисовать другую фигуру. Подумайте, на что похожа эта вторая фигура (на облако, на кота, на йогурт, на солдата, на флажок и т. д.).
  4. Примените получившиеся предметы к своей творческой задаче.

Фабрика идей

Когда Эдисон усовершенствовал лампочку и создал батарею, один из помощников спросил, как он ухитрился продолжать работать над этими изобретениями после тысяч неудачных попыток. Эдисон ответил, что не понимает вопроса, так как для него эти попытки не были неудачными. Он узнал способы, которые не работают. Пикассо создал около 50 тысяч произведений, включая картины и рисунки. Не все работы из этого огромного количества известны. Но художник знал: он должен много писать, чтобы создать что-то новое.

Следует производить много идей, а не стараться придумать одну хорошую или необычную.

Для этого необходимо думать свободно, не критикуя самого себя, не оценивая, не осуждая. Как только вы или окружающие начинаете оценивать идею, творческое мышление парализуется.


Думать, не оценивая, — это динамичный и свободный процесс. Идеи при обсуждении сталкиваются, создавая новые комбинации и ассоциации и творческие возможности бесконечно возрастают. Источник

Практика. Техника SCAMPER

SCAMPER — это техника мозгового штурма для новичков. Она состо­ит из серии направляющих вопросов, которые относятся к дей­ствиям замещения (Substitute), сочетания (Combine), адаптации (Adapt), изменения (Modify), применения в других условиях (Put to Other Use), удаления (Eliminate) и переворота (Reverse).

Например, ваша задача — улучшить производительность команды.

  1. Начинаем с замещения: можно поменять вещи, места и про­цедуры. Что делать? Заместить сотрудников? Уволить ко­го-­то? Нанять других? Поменять процесс ра­боты над проектом? Назначить другого лидера? Найти другой офис или место для собраний?
  2. Далее — сочетания. Можно сочетать темы, понятия и идеи. Совместить должности сотрудников? Что, если отправить хоро­ших продавцов в офис, а плохих — в магазины? Может, стоит привнести в работу какие-­то развлекательные элементы?
  3. Адаптация — адаптировать идеи в новом контексте. И так далее.

В результате вы ответите на все эти гипотетические вопро­сы, и многие ответы послужат идеями. Их можно будет оценить и использовать в решении своей творческой задачи.

По материалам книги «Эффективное мышление»
Фото на обложке отсюда

Рубрика
Творчество
Похожие статьи