Гуашь часто не воспринимают как серьезный материал. И зря! Ей пользовались такие мастера, как Валентин Серов, Анри Матисс, Марк Шагал и Пабло Пикассо.
Британский художник Джереми Форд уверен: гуаши давно пора пережить ренессанс. В своей книге «Гуашь» он показывает, какие картины можно создавать с ее помощью. Рассказывает о материалах, инструментах и техниках работы. А также дает советы по исправлению ошибок.
С помощью пошаговых мастер-классов вы создадите прекрасные картины: иван-чай, озеро Алсуотер, натюрморт с красным луком. И получите удовольствие от безграничности возможностей, которая открывается каждому, кто начинает работать гуашью.
Гуашь
Что мы знаем о гуаши
Слово «гуашь» французское, а образовано оно от итальянского guazzo — «водяная краска». Если акварель считается прозрачной, то гуашь — непрозрачна и придает готовой работе матовость и бархатистость, если нанесена достаточно толстым слоем. Светлые цвета гуаши можно наносить поверх темных.
В работе с белым цветом гуаши нет равных. Попробуйте сами — нанесите её поверх любого «унылого» акварельного рисунка, как только он высохнет.
Сейчас гуашь оказалась на дне моря материалов, доступных художникам. Лишь некоторые живописцы знают о невероятных возможностях и универсальности этого вида красок.
Именно гуашь дает возможность переписывать картины. И не один раз, если есть необходимость. Таким свойством обладает и акрил, но только гуашь позволяет новому красочному слою сливаться с тем, что уже полностью высох.
Непрозрачность превращает гуашь в краску, идеальную для нанесения на уже окрашенную поверхность для достижения декоративных эффектов, а ее яркость и кроющая способность помогают получить интересные контрастные сочетания.
Плакатный стиль
Вам, возможно, знаком стиль постеров, которые были популярны в 1930–1950-х, — всё это плакатный стиль, который может быть очень простым, эффектным и красочным способом создавать живописные работы. Хотя пытаться получить на бумаге максимальный эффект, используя минимум средств, не всегда легко.
Из-за плакатной стилизации часто получается яркая картина. Например, тут квинтэссенция теплых солнечных дней в сельской местности
Чтобы работать в плакатном стиле, необходимо лишь изредка смешивать цвета. Обычно он подразумевает цветовые блоки с четкими границами. Создаются они красками сливочной консистенции. Когда все участки картины высохли, можно нанести сверху новые слои других цветов или тонов. Нанесение множества слоев — вероятно, самая характерная особенность плакатного стиля.
«Для работы над этим проектом нужно добиться сливочной консистенции всех красок», — пишет Джереми Форд
Плакатный стиль — это интересная задача для мастера: попробовать упростить изображение растения или цветка, написать его блоками разных цветов без переходов тона и при этом получить эффектный результат.
Иллюстративный стиль
Иллюстративный стиль, по мнению Джереми Форда, это картина, которая выглядит «почти как фотография». Гуашь подходит и для него. Этой матовой краской легко заново написать целые участки картины или внести изменения там, где это необходимо, потому что гуашь просто создана для мелких и тонких деталей.
Гуашью пользуются многие иллюстраторы и мастера ботанического рисунка, так как эти направления живописи требуют особой тщательности.
Перед вами иван-чай узколистный. Эту картину вы сможете написать сами — в книге есть мастер-класс с пошаговыми уроками
А еще гуашь подходит для изображения животных. Джереми Форд показывает, как он написал два портрета: кота Айви — в плакатном стиле, и кошки Мии — в иллюстративном. Получились очень разные и по-своему интересные картины.
Вот что Форд пишет про Айви: «Я написал портрет этого кота в плакатном стиле — и вышло отлично. Изображение животного свелось к простым формам одного тона и цвета»
Гуашь Безграничная
Как видите, возможности гуаши безграничны. Анри Матисс работал этой краской, создавая простые, дерзкие цветовые блоки, а другие художники, например Валентин Серов, писали ею в более образном и традиционном стиле. Почему бы не попробовать и вам?
Гуашь универсальна: её можно развести водой и наносить тонким слоем, как акварель, или же класть более плотный слой, разбавив небольшим количеством воды
Что ещё в книге:
- «Хороший простой способ изобразить фигуру человека — придать ей форму моркови»
- Чем опасен слишком толстый слой гуаши?
- Пошаговые уроки: натюрморт с красным луком и шерсть собаки Джесс
- Заливки, техники и малярная лента
- Розы и портреты в разных стилях
- Апельсины, лимоны и перспектива
Писать картины любой краской непросто: мы совершаем ошибки, но именно благодаря им и учимся. Призываем не бояться пробовать новое — это одна из самых больших радостей творчества.
По материалам книги «Гуашь»
P.S.: Подписывайтесь на рассылку по творческим книгам. Будете первыми узнавать о скидках и получать отрывки из книг. Мы присылаем только самое интересное.