Творчество
5 техник работы гуашью. Как писать картины «водяной краской»
10 сентября 372 просмотра
Творчество
5 техник работы гуашью. Как писать картины «водяной краской»
10 сентября 372 просмотра

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Гуашь часто воспринимают как несерьезный материал. И зря! Ей часто пользовались такие известные мастера, как Анри де Тулуз-Лотрек, Валентин Серов, Анри Матисс, Марк Шагал и Пабло Пикассо. А еще слово «гуашь» французское, а образовано оно от итальянского guazzo — «водяная краска».

Рассказываем, как же работать с этой «водяной краской» — с помощью новой книги «Гуашь».



Гуашь

Как подготовить краску к работе

1. Выложите краску нужного цвета в ячейку палитры.

2. Отправьте две или три капли воды из емкости в отдельную ячейку. Воспользуйтесь мерной или обычной пипеткой.

3. Возьмите сухую круглую кисть, опустите в краску и наберите гуашь на кончик.

4. Соедините краску с водой, чтобы получить вязкую консистенцию, похожую по плотности на сметану.

5. Чтобы добиться менее плотной консистенции краски, воспользуйтесь пипеткой и добавьте больше воды.

  • Пользуйтесь двумя емкостями с водой: в одной ополаскивайте кисть, а из другой берите воду для работы с красками.
  • Когда гуашь высыхает на палитре, она может идти трещинами и рассыпаться на кусочки. Сбрызгивайте всю палитру водой каждый раз, когда гуашь теряет глянцевитость.

Консистенция краски

  • Водянистая

  • Молочная

  • Консистенция сливок для кофе

  • Консистенция сметаны

Техники работы гуашью

Техники и художественные приемы, используемые при работе гуашью, не слишком отличаются от тех, которые применяются с другими видами красок. Гуашь невероятно универсальна и проста в использовании, а ее возможности позволяют сочетать традиционные техники работы маслом и акварелью на одной картине.

Равномерная заливка

Равномерная заливка — один сплошной и однородный слой краски. Эта техника используется для создания ровной поверхности, например когда необходимо добиться сплошной тональности неба. Если вам нужна заливка большей площади, подберите кисть побольше.

1. Наберите краску на кончик кисти, нанесите на сухую бумагу. Если у вас ведущая рука — правая, вам удобнее будет наносить краску слева направо. Набирайте краску каждый раз, когда она заканчивается.

2. Вы можете наносить краску мазками любого размера и формы, главное — чтобы вся поверхность была покрыта и не появилось неоднородных по фактуре участков или видимых мазков кисти. Старайтесь наносить краску настолько равномерно, насколько возможно.

3. Если после высыхания краски вы обнаружите, что фактура слоя стала неоднородной, вы можете нанести сверху еще один слой. Можно делать вертикальные мазки, чтобы сделать незаметными видимые штрихи краски.

4. Гуашь некоторых производителей гуще, чем других брендов, поэтому, возможно, вы создадите равномерную заливку не с первой попытки. Качество работы выше, если гуашь более густой консистенции.

Разбрызгивание

Воспользуйтесь этой техникой, чтобы передать текстуру или придать картине законченный вид.

Смешайте три цвета; каждый должен иметь молочную консистенцию. Вы можете добиться этого, добавив воды к чистым цветам. Начните со смешивания сиены жженой и темно-синего, чтобы получить очень темный оттенок зеленого. Далее смешайте темно-коричневый, соединив сиену жженую и черный. А для третьего — фиолетового — возьмите розовый и темно-синий.

1. Наберите на кисть побольше краски. Встряхните кисть, дотронувшись до указательного пальца противоположной руки. Если эта техника вам незнакома, попрактикуйтесь на отдельном листе бумаги. Вы можете взять еще одну кисть, чтобы не задействовать палец, но в нижней части кисти обычно собирается краска, которая может неожиданно капнуть на картину и всё испортить.

2. Соедините немного темно-синего с лимонным желтым, чтобы добавить несколько финальных «штрихов», и разбрызгайте краску над деревом справа, а с помощью цинковых белил изобразите цветение дерева.

3. Краска будет брызгать с вашего пальца на картину. Подберите нужный угол наклона кисти, чтобы краска попала именно туда, куда вам надо. Чтобы земля выглядела плоской, разбрызгивание должно быть горизонтальным: кисть надо держать горизонтально по отношению к пальцу и встряхивать так же.

Если брызги слишком крупные или вы допустили ошибку, сразу же сотрите краску бумажным полотенцем. Если вам нужно, чтобы брызги оказались на большей поверхности картины, возьмите кисть побольше. Чем больше кисть, тем более непредсказуемым может оказаться результат.

«Мокрая» растушевка

Растушевка — очень популярная техника в живописи. Особенно часто используют ее те, кто предпочитает масляные краски. Эта техника отлично подходит и для гуаши, поскольку у нее есть соответствующие преимущества. Например, если краска высыхает быстрее, чем вам хотелось бы, вы можете пройтись по ней влажной кистью, и она «оживет».

Возьмите розовый, кадмий желтый и белый, чтобы смешать оранжевый в консистенции сливок для кофе. Если получившийся цвет окажется слишком водянистым, цвета могут перетечь друг в друга.

1. Нанесите на сухую бумагу оранжевую краску горизонтальной полосой от одного края листа к другому.

2. Нанесите чуть ниже желтую краску такой же горизонтальной полосой так, чтобы она едва соприкасалась с оранжевой.

3. Чтобы стереть границу там, где одна краска переходит в другую, очистите кисть от краски и проведите влажной кистью вперед и назад столько раз, сколько необходимо.

4. Высушите кисть бумажным полотенцем, затем влейте кистью немного оранжевого в желтый и немного желтого в оранжевый, стараясь, чтобы растушевка получилась настолько плавной, насколько возможно.

Если вы наносите краски на мокрую бумагу, а она высыхает слишком быстро и теряет сияние, сбрызните ее водой из пульверизатора, чтобы увлажнить ее.

Многослойность на практике

Эта техника идеальна для создания равномерных заливок поверх уже имеющегося слоя, без нарушения его целостности.

1. Возьмите круглую кисть № 6, создайте цветовой блок. Консистенция краски

должна напоминать сливки для кофе. Наклейте снизу полоску малярной ленты так, чтобы верхний край плотно прилегал к бумаге. Благодаря этому вы получите ровный край, когда удалите ленту.

2. Дождитесь полного высыхания краски. Убедитесь, что консистенция второй краски точно такая же, как и первой, или даже чуть гуще. Если второй слой окажется слишком водянистым, он может испортить первый. Постарайтесь не затрагивать нижний красочный слой настолько, насколько возможно. Если вы замечаете, что нижний слой смешивается с верхним, остановитесь и высушите картину феном для волос.

3. Повторите все действия и напишите третий слой — деревья.

4. Медленно и аккуратно удалите малярную ленту. Картина готова.

Сухая кисть

Эта техника незаменима для создания разнообразных текстур, например листвы или камней. Вам нужны краска густой консистенции, с минимумом воды, и влажная кисть. Если вы возьмете более текстурную/грубую бумагу (среднезернистую или фактурную), работать в этой технике будет проще. Лучше взять синтетические кисти, а не натуральные: у них пучок более жесткий и упругий.

1. Разбавьте краску водой до достаточно жидкой консистенции.

2. Удалите лишнюю краску с кисти при помощи бумажного полотенца.

3. Нанесите краску на бумагу, проводя по ней всем волосяным пучком, а не только кончиком кисти.

4. Водите кистью в разных направлениях, наблюдая, где она соприкасается с бумагой, а где остаются незакрашенные участки. Такой фактурный эффект особенно хорошо подходит для изображения текстуры каменной кладки, гравия, дерева, листвы, а также кустарников и низкорослых деревьев, из которых состоит подлесок.

Иллюстрации и советы из книги «Гуашь»

Рубрика
Творчество

Похожие статьи