Роман «Невеста по фотографии» написан по мотивам реальной исторической практики. Три девушки отправились на Гавайи, чтобы выйти замуж за мужчин, которых они никогда не видели… Приводим рассказ автора Ли Кыми о том, что побудило ее написать эту книгу и что происходило в начале XX века в Корейской империи (в середине века Корея распалась на два государства — КНДР и Республика Корея).
От автора
Я читала книгу о столетней истории корейской диаспоры в США. И мой взгляд привлекла одна фотография. На ней были изображены три девушки в белых корейских одеждах — юбке и кофте из грубой ткани, — каждая из которых держала зонтик, цветы или веер. Они выглядели очень юными. «Невесты по фотографии из одной деревни». Тогда я впервые узнала об этом явлении.
13 января 1903 года в гавайский порт Гонолулу прибыл лайнер RMS Gaelic со 102 корейскими иммигрантами на борту. Только 86 из них (48 мужчин, 16 женщин и 22 ребенка) успешно прошли медосмотр по прибытии и смогли спуститься с судна. Они приехали работать на плантациях сахарного тростника и были первыми иммигрантами в современном значении данного слова, а также эмигрантами, впервые официально признанными правительством Корейской империи.
Они поднимались на корабль в поисках лучшей жизни, но им предстояло работать, подобно рабам, под палящими лучами солнца, сжигающего весь свет, на плантациях с острыми, как лезвие, листьями тростника, под присмотром надзирателей, беспощадно размахивающими кнутами.
Холостых работников-мужчин было подавляющее большинство, и, чтобы завести семью, они выбирали брак по фотографии. Они отправляли на Родину свою фотографию и так искали себе супругу. Браки по фотографиям заключались с 1910 по 1924 год, когда был принят «Закон о неприятии азиатов», и женихи часто отправляли фотографии своих молодых лет или привирали о профессии и имуществе. Свахи тоже без стеснения рекламировали Гавайи или женихов с большим преувеличением.
Более тысячи женщин стали невестами по фотографии, выбрав такое приключение ради заботы о своей семье, из-за нежелания терпеть господство Японии, желая избавиться от бедности или гнета женской доли или поверив тому, что женщины в тех местах тоже могут учиться. Все они были в основном молодыми, семнадцати — двадцати пяти лет. Те девушки на фотографии, что привлекли мой взор, не выходили у меня из головы даже после того, как я дочитала книгу до конца. Напротив, их образ еще больше волновал мое сердце.
Как эти девушки решились отправиться так далеко в то время, когда даже сходить на базар было сложно? Что заставило их доверить свою судьбу одной фотографии? Откуда в них такая смелость? А какими людьми были их мужья, с которыми они встретились, прибыв на Гавайи? Какова была их жизнь в незнакомом месте? На эти бесконечные вопросы невесты, ожив внутри фотографии и став Подыль, Хончжу и Сонхвой, рассказали мне свою историю.
У приехавших на Гавайи невест по фотографии не было времени погрустить и повздыхать о своих разбившихся мечтах. Им нужно было жить ту жизнь, в которой они оказались. И они, приспосабливаясь к незнакомым местам, создавали семью, растили детей, не меньше мужчин тяжело трудились физически, поднимали хозяйство и с еще большей страстью отдавали всех себя ради независимости своей Родины.
Сейчас живущие в нашей стране женщины, иммигрировавшие ради брака, находятся в таком же положении. Для них уехать от своей семьи, родного дома и страны тоже было большим приключением. Сложно представить, как им было тяжело по приезде в Корею привыкать к незнакомому языку и новой обстановке. Каждый раз, когда я слышу нехорошие новости, связанные с такими иммигрантками, мне кажется, что я смотрю на тех невест по фотографии сто лет назад, и у меня ноет сердце. Мне бы хотелось, чтобы история Подыль, Хончжу и Сонхвы стала отражением современных нас.
Историю трех девушек, отправившись на Гавайи за лучшей жизнью, читайте в книге «Невеста по фотографии»