Многообразие красок природы всегда поражало. Естествоиспытатели прошлого стремились систематизировать оттенки, чтобы точно определять биологические виды растений, животных. Специально для них шотландский художник-флорист Патрик Сайм составил «Цветовую номенклатуру Вернера» — знаковую работу о цвете.
Этим летом в МИФе вышло юбилейное, расширенное издание этой удивительной книги 1821 года. В нем каждый из оттенков оживает на 1000+ великолепных иллюстраций из коллекций натуралистов XIX века.
Публикуем несколько отрывков из книги — с восхитительными старинными иллюстрациями.
Цвет и птицы
В орнитологии цвет был особенно важным, а часто и единственным средством идентификации и классификации птиц. Неслучайно во многих языках в общепринятых и научных названиях птиц широко применяются цветовые дескрипторы. Например, в английском у горихвостки-чернушки (Phoenicurus ochruros) чудесное двухцветное название black redstart, в немецком — Hausrotschwanz, а во французском — Rougequeue noir.
Цвет проделал путь от изменчивого к стабильному, от субъективного к стандартизированному, от интуитивного к научному.
В первой половине XIX века исследователи, по всей видимости, чаще всего обращались к справочнику Патрика Сайма. Его книга стала одним из первых цветовых классификаторов, охватывающих все три царства: животных, растений и минералов. Одним из натуралистов, использовавших номенклатуру Сайма, был Чарлз Дарвин.
Чарлз Дарвин и цветовая номенклатура
Использование цвета для идентификации и классификации видов было важной частью работы Дарвина в путешествии. В работе «Зоология путешествия на корабле „Бигль“» он описал свою первую встречу с «неким осьминогом» 28 января 1832 года у островов Зеленого Мыса.
Животное меняло цвет подобно хамелеону. Тело его было серым (оттенка «французский серый », при этом постоянно менявшего интенсивность) с ярко-желтыми пятнами, которые то появлялись, то исчезали. По всей поверхности тела ежеминутно как будто пробегали облака, переливавшиеся то гиацинтовым красным, то каштановым.
За исключением желтого, лишенного любых других эпитетов, кроме «яркого», все названия цветов в этом необычайно живописном отрывке взяты из «Цветовой номенклатуры Вернера» Патрика Сайма.
Французский серый можно увидеть на грудке белой трясогузки, на лепестках лютика и в некоторых алмазах — дуплет в четвертом ряду, в центре
Дарвин фиксировал некоторые из своих наблюдений непосредственно на страницах книги — на пустой странице в начале есть пометка: «Клюв самки пепельный серый, самца — почти черный, ноги и т. д. — самый настоящий голландский желтый».
Благодаря «Цветовой номенклатуре Вернера» Сайма Дарвин усовершенствовал свою «оптику» в оценке и исследовании окрасов животных, как и предсказывал Сайм во введении к своей книге: «Практика сделает видение… верным».
50 оттенков белого на крайнем Севере
Когда военно-морской хирург и естествоиспытатель Джон Ричардсон писал своё «Приложение к судовому журналу», он — в отличие от Дарвина — был далеко не новичком в разведывательных арктических экспедициях. Он сопровождал Джона Франклина в его злополучной экспедиции в устье реки Коппермайн в поисках Северо-Западного прохода.
Заметки Ричардсона пестрят названиями заимствованных у Сайма цветов. Главная их особенность заключается в упоминании оттенков белого, а также в дотошных описаниях того, как мех или оперение меняется с летнего на зимний, например у горностая, песца и полярного зайца.
Желтовато-белый можно увидеть в оперении белой цапли, на лепестках цветков боярышника и на образце мела
В условиях Арктики фаворитом Ричардсона становится белоснежный, что подчеркивает роль цвета в маскировке животных.
У Сайма описано множество оттенков белого: белоснежный, желтовато-, зеленовато-, красновато -, серовато- и лиловато-белый, цвет обезжиренного молока и белый с оранжевым отливом. Но Ричардсон, похоже, приходит к выводу, что оттенков белого в системе Сайма едва ли хватает, чтобы передать разнообразие и богатство текстур, с которыми он столкнулся.
Синий, зеленый, желтый
«Цветовая номенклатура Вернера» — первая цветовая номенклатура, без которой невозможно представить многие научные достижения последующих двухсот лет. Каждый цвет в книге проиллюстрирован примерами из мира животных, растений и минералов. Иллюстрации, которых больше 1000, взяты из коллекций натуралистов XVIII–XIX веков.
Вот несколько примеров.
Чижовый
Чижовый зеленый можно получить, смешав изумрудный зеленый с большим количеством лимонного желтого и небольшой долей желтовато-белого. Можно увидеть в оперении чижа, на грудке, на кожуре яблока и на образце торбернита.
Сливово-лиловый
Сливово-лиловый можно получить, смешав берлинскую лазурь с большим количеством карминового красного, небольшой долей коричневого и почти незаметной долей черного. А вот увидеть можно в оперении стеллерова баклана, на кожуре сливы и на образце флюорита.
Королевский желтый
Королевский желтый можно получить, смешав гуммигут с небольшим количеством шафранового желтого. Можно увидеть в оперении золотого фазана, на голове, на лепестках желтого тюльпана и на образце карбоната кальция (кальцита).
Серое вещество — не серое!
Впервые «Цветовую номенклатуру Вернера» во врачебной практике использовал шотландский анатом Джон Гордон в 1817 году. Несмотря на то что Гордон умер в возрасте 32 лет, к тому моменту он успел стать президентом Королевского медицинского общества.
Опираясь на собственные познания в нейроанатомии, Гордон среди прочего опровергал различные предположения относительно субстанций в головном мозге и, говоря об одной из них (а именно о сером веществе), ссылался на Сайма:
Термин «серый», или «пепельный», который принято применять к данному веществу, как будто рассчитан на то, чтобы у тех, кто не имел возможности его наблюдать, создалось неточное представление о его цвете. В действительности его преобладающий оттенок — коричневый, как правило, тот, который Вернер в своей цветовой номенклатуре именует древесным коричневым.
Древесный коричневый можно увидеть в оперении бекаса, на спине, на скорлупе фундука и на образце окаменевшего дерева
Таким образом, упоминая конкретный оттенок классификации Сайма, Гордон позволяет читателю получить более точное представление о цвете (коричневом, а не сером, как следует из его названия) мозгового вещества.
По материалам книги «Цвет в природе». Книги для творческого человека и всех, кто интересуется цветом и работает с ним — художников, дизайнеров, иллюстраторов, фотографов