Сбитое дыхание, одышка, головокружение — многие из состояний, которые считаются патологией на уровне моря, высоко в горах становится нормой. Почему так происходит? И правда ли, что от подъемов на высоту больше всех страдает наш мозг?
Разбираемся в этих вопросах вместе с Джонатаном Райсменом — доктором медицины, путешественником и автором книги «Неизведанное тело», посвященной тому, как различные системы и органы человека связаны с явлениями природы.
2900 этажей
Высоко в Гималаях головная боль — это признак того, что организм не в порядке. В клинику на самом популярном трекинговом маршруте в Непале каждый день обращаются пациенты с головной болью, тошнотой и головокружением. И если в отделении скорой помощи на уровне моря эти симптомы могли бы встревожить и навести на мысль о черепно-мозговой травме, то на высоте диагноз был намного проще: недомогание пациентов было связано с нахождением в горах.
Если бы Эверест был зданием с первым этажом на уровне моря, то его вершина находилась бы на 2900-м этаже. Только представьте, что почувствует человек, поднявшись на лифте с первого этажа, чтобы провести ночь на такой высоте: помимо болезненного закладывания ушей по пути, он, вероятно, проснется посреди ночи с ощущением самого сильного похмелья в своей жизни.
Классические симптомы
Головная боль, тошнота и сильная усталость — классические симптомы острой горной болезни (ОГБ), самой легкой формы высотной болезни. Некоторым после такой поездки на лифте становится еще хуже: отек мозга может достичь опасной для жизни степени. Это так называемый высотный отек головного мозга (ВОГМ), который является причиной большинства смертей от высотной болезни.
Опасность этого в том, что даже небольшой отек в мозге может вызвать большие проблемы, в отличие от других органов. Легкие, например, постоянно расширяются и сжимаются, а их костная защита — грудная клетка, состоящая из параллельно расположенных костей с мышцами между ними, — приспособлена к этим движениям и расширяется и сокращается с ними в унисон.
Костная же защита мозга — череп — гораздо более жесткая и неподвижная структура. Подвижные пластины черепа новорожденного через несколько месяцев жизни срастаются в твердый нерастяжимый каркас, в котором очень мало свободного места. Даже при небольшом отеке, вызванном травмой, инфекцией, опухолью или подъемом на большую высоту, мозг быстро и плотно заполняет полость черепа, и повышается внутричерепное давление. Это может привести к быстрой смерти, поскольку пережимаются сосуды, снабжающие мозг кровью, нарушаются его основные функции, такие как контроль дыхания.
Несмотря на опасность, которую представляет для мозга нахождение на большой высоте, подавляющее большинство людей погибают в горах от более типичных физических повреждений, таких как падение или попадание под лавину. Источник
Повышенное внутричерепное давление поддается лечению: нейрохирург может сделать отверстия в черепе пациента, чтобы обеспечить мозгу больше пространства и предотвратить его превращение в кашу. Вероятно, такая героическая мера могла бы спасти некоторых людей от последствий ВОГМ, но она обычно невозможна в отдаленных Гималаях, где нет стерильной операционной и необходимого оборудования для нейрохирурга.
Почему пожилые легче переносят высоту?
Некоторые аспекты высотной болезни становятся яснее, если представить, как меняется внешний вид мозга в течение жизни человека. При рождении мозг младенца объемный, его извилистая и складчатая поверхность прижата к внутренней поверхности черепа, где почти нет места. Компьютерная томограмма головы ребенка похожа на переполненный вагон метро в час пик. Но с возрастом наш мозг сжимается, и этот процесс ускоряется у алкоголиков и людей, перенесших инсульт.
Как бы ни было неприятно думать об уменьшении мозга, на высоте это преимущество: у пожилых людей больше пространства для отека, поэтому они реже страдают от высотной болезни, чем большинство молодых и здоровых путешественников.
Можно ли избежать опасности
К счастью, большинства суровых проявлений высотной болезни можно избежать. Например, риск будет сведен к минимуму, если позволить организму акклиматизироваться и придерживаться безопасной тактики: подниматься не более чем на 488 метров в день.
Доктор Райсмен описывает, как, работая в клинике Мананга — деревни, расположенной вдоль самого популярного туристического маршрута Непала, — он почти каждый день принимал по полдюжины пациентов с жалобами на головную боль, тошноту, потерю аппетита и бессонницу. Каждый раз он спрашивал их, как быстро они добрались до Мананга.
Это была первая дорога, проходившая через этот отдаленный гималайский регион. Джипы, курсирующие по обрывистым, окутанным туманом скалам, набирают высоту медленнее, чем лифт, но все же позволяют добраться до Мананга менее чем за сутки, что значительно меньше, чем нужно организму для адаптации.
Лучший способ защитить себя от горной болезни — дать организму как можно больше времени на адаптацию. Источник
Даже у местных жителей, живущих в каменных домах Мананга, развивалась высотная болезнь, когда они возвращались домой на машине после кратковременных спусков на меньшую высоту. После многих лет жизни на большой высоте в организме происходит долговременная адаптация: в первую очередь производится больше эритроцитов, чтобы доставлять скудное количество кислорода к клеткам. Однако процесс акклиматизации, который нивелирует симптомы высотной болезни, быстро сходит на нет на низкой высоте — всего за несколько недель, независимо от того, как долго человек жил в горах.
Новая дорога экономически выгодна: до ее строительства средством транспортировки всего необходимого в Мананг были носильщики или яки. Но она также позволяет путешественникам значительно легче и дешевле набирать высоту с небезопасной скоростью.
По материалам книги «Неизведанное тело»
Фото на обложке отсюда