Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество и хобби
5 способов рисовать интереснее и необычнее. Советы Феликса Шайнбергера
26 июня 2022 7 179 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Рыба из пятна, взгляд крота и цветные тени. Иллюстратор, художник и дизайнер Феликс Шайнбергер предлагает необычный и немного сбивающий с толку подход к рисованию. Он объединяет живопись и графику и дает оригинальные советы для создания необыкновенных работы.

Если вы давно хотели научиться рисовать — необычно и нестандартно — ловите советы Феликса из его новой книги «Живопись vs графика».

Рыба из пятна

Начнем с самого простого


Живопись vs графика

Чтобы потренироваться в рисовании на основе пятна, попробуйте выполнить одно простое упражнение: нарисуйте рыбу.

Начните с простого пятна, в самых грубых чертах имеющего форму рыбы. Это может быть клякса, сделанная акварельной краской, пятно, нарисованное цветным карандашом, вырезанный или вырванный клочок бумаги. Проведите поверх пятна линии. Вы увидите: когда у вас перед глазами есть какая-то базовая форма, вам гораздо легче вдохнуть в нее жизнь дополнительными штрихами, чем начать рисовать с чистого листа. Пятно поддержит проведенные вами линии, и детали — глаза, плавники, чешуя — дополнят рисунок словно сами собой.

Трюк с пуговицей

Как перейти от пятна к портрету

Порой достаточно добавить одну-единственную точку, чтобы пятно стало читаться. Хороший прием — начать с глаза. Я для этих целей всегда держу под рукой пару пуговиц (наверняка они найдутся и у вас, если поискать хорошенько где-нибудь в дальнем углу ящика письменного стола, между старыми ключами и 3D-очками с последнего визита в кино). Попробуйте дополнить нарисованную форму пуговицей вместо глаза. Возьмите пуговицу и положите ее туда, где на рисунке должен быть глаз.

Так силуэт внезапно превращается в персонажа. Глаза — даже глаза-пуговицы — оживляют любую форму, а если мы оживим фигуру, нам будет проще ее конкретизировать. Этот трюк достоин внимания уже хотя бы потому, что пуговица помогает сориентироваться в рисунке, но не принимать окончательных решений на первом этапе. Брючную пуговицу легко передвинуть или убрать, а что написано пером (или в нашем случае нарисовано кистью) — не вырубишь топором.

Пуговица образует ядро кристаллизации для фантазии и помогает прочитать весь силуэт в целом.

Взгляд крота

Вам наверняка уже не раз объясняли: чтобы правильно рисовать, нужно смотреть как можно внимательнее. А мне вот кажется, что, собираясь что-то нарисовать, куда лучше видеть это приблизительно. Предлагаю вам такой трюк: попробуйте смотреть на все взглядом крота.

Главное в картине — это не детали, а пропорции, настроение, выразительность и художественная задача.

То есть аспекты, которые скорее касаются общего впечатления, а не частностей. Если вы, работая над портретом, начнете с проработки деталей (например, глаз и рта), вы наверняка исказите пропорции головы в целом — почти с той же вероятностью, как если бы рисовали легко упустить из виду основную конструкцию?

Гораздо важнее то, как воздействует на зрителя картина в целом. Поэтому я хочу показать вам, как работать, начиная с крупных форм и постепенно переходя к деталям, а не наоборот.

Чтобы у вас получился взгляд крота, действуйте так: немного прищурьтесь, будто потеряли контактную линзу (даже если вы их не носите, вы наверняка поняли, что я имею в виду). Эффект заключается в том, что теперь мы все видим очень смутно. Плоскости сливаются в пятна, а свет теряет нюансы. Это позволяет свести изображаемое к более простой форме. Вы не видите деталей, мир предстает перед вами в виде силуэтов и становится немного похожим на гравюру по дереву. Поначалу это может показаться искусственным ограничением, но потом вы убедитесь, что такое ограничение дает преимущества в работе. Взглядом крота мы видим только то, что действительно важно. Упрощение помогает гораздо правильнее понять, какие части той или иной сцены значимы и какие элементы светотени играют главную роль. И чем более сложным кажется мотив, тем важнее произвести такое упрощение (как, например, в случае с оживленной улицей в центре Яффо).

Редукция взгляда выявляет существенные компоненты изображаемых мотивов. Это делает «взгляд крота» ценным инструментом, потому что такая «подслеповатость» позволяет на первом этапе сосредоточиться на базовых вещах, ухватить форму. Где проходят линии перспективы? Как распределяются свет и тень? Когда мы поймем форму в целом, мы сможем ее нарисовать. А детали будет несложно добавить позднее.

Цветные тени

Как рисовать темноту красками

Самый элегантный способ комбинирования живописи и рисунка — рисовать тени на картине краской. Это значит, что мы отказываемся от штриховки, к которой прибегли бы в обычном случае, и заменяем ее локальным цветом объекта (например, красным для клубники, зеленым для яблока или телесным для кожи человека).

Иллюзии трехмерности здесь, как и в «нормальном» рисунке, я добиваюсь тем, что использую в качестве самого светлого тона на картинке цвет бумаги. Те места, куда падает свет, я оставляю незакрашенными. А там, где иначе появились бы заштрихованные серые участки, просто рисую краской. Таким образом, я создаю объем, выделяя тени на картинке красками вместо штриховки. И делать это можно как до создания контурного рисунка, так и после.

Перекосы

Хочу раскрыть вам еще одну тайну перспективы

Такой вещи, как общая, действительная во всех случаях и очевидная для всех зрителей перспектива, вообще не существует, по крайней мере если мы говорим о картинах. Перспектива возникает между наших глаз, и то, что мы видим, производится у нас в голове. Это значит, что никто не может проверить, какой была перспектива в вашем сюжете на самом деле. Вы можете обращаться с этой темой гораздо свободнее, чем когда-либо могли предположить. Так, я часто использую в своих картинах невозможную или косую перспективу. Точки схода у меня, как правило, не сконструированы математически, а нарисованные мной дома то и дело клонятся в разные стороны, словно травинки на ветру.

И штука в том, что выглядит это весьма неплохо, хоть и не соответствует реальности. Косая перспектива может даже пойти на пользу вашей картине.

Например, на этом рисунке я придал наклон вертикальным линиям, чтобы усилить общее впечатление от площади. На самом деле «косой дом» смотрится гораздо живее того, что стоит прямо. Будучи художником, вы переводите реальность на язык изобразительного искусства, и в этом процессе неправильное с точки зрения изометрии может оказаться весьма целесообразным с позиции живописи.

Не следует подходить к перспективе чисто логически. Знать законы ее построения, безусловно, важно. Но если руководствоваться только ими, результат нередко выходит довольно скучным. По моему глубокому убеждению, эмоциональное воздействие картины гораздо важнее ее логики. Если здание на картине гнется к земле, оно кажется угрожающим, а если вытягивается ввысь — недоступным.

Не так важно, верна ли «настоящая, математическая» перспектива на вашей картине. По-настоящему важно, чтобы от картины в целом возникало ощущение, что все верно, все сходится, все так, как и должно быть. Если вы хотите нарисовать что-то с перекосом, то этот перекос просто должен гармонично смотреться внутри пространства картины. Реальный мир — это реальный мир, а рисунок — это рисунок. В конце концов, наша цель — не построить здание, а нарисовать его.

Поэтому повторю: «натуралистично» — не всегда равно «хорошо». Танцующие башни, наверное, не могут существовать в реальности, но на картине они смотрятся бесподобно.

По материалам книги «Живопись vs графика»

Похожие статьи