Продолжаем рассказывать о корейских мифах — где драконы правят морями, загробный мир представляет бескрайний цветочный луг, а женщины нередко побеждают мужчин. Выбрали несколько историй из книги «Корейские мифы» и делимся с вами.
Цветы
Корейских мифах постоянно встречаются образы цветов и цветочной поляны. Цветы являются символом бытия, прекрасной жизни, а цветочная поляна — метафорой нашего общества.
Цветок в корейской мифологии связан с семантикой жизненной силы и красоты. Разворачивая эту метафору, можно сказать, что в образе цветов заключено представление обо всем, что необходимо человеку в жизни: о любви, дружбе и заботе, о радушии и других благах.
Принцесса Пари с цветком животела
Значение образов цветов и цветочной поляны — главный ключ к пониманию корейских мифов. Стоит вставить этот ключ в замочную скважину, становится ясен смысл цветочных состязаний.
Цветочное состязание
Нигде в мифах других стран нет примеров того, чтобы боги устраивали состязание за право правления миром. В большинстве случаев между соперниками вспыхивает война, и в ней обозначается граница между добром и злом. Однако в корейском мифе вместо войны и борьбы боги загадывают друг другу загадки, а затем устраивают цветочное состязание.
Какой же смысл оно в себе несет?
Цветок лотоса — традиционное украшение корейского дома
Цветок — один из главных символов в корейской мифологии, он знаменует высшую ценность жизни и счастье. Красивый цветок означает, что вырастивший его может привести мир к процветанию и благу.
Достоинство правителя проявляется в том, насколько счастливы жители его страны. Так и цветочное состязание говорит: тот, кто сумел вырастить прекрасный цветок, сможет вырастить и целую поляну, именно такой человек и должен править.
Пять стихий
Еще в мифах мы можем встретить указание на пять стихий или пять цветов, пять направлений.
- Север ассоциировался с черным или синим цветом, зимним временем года и черепахой, обвитой змеей.
- Восток — с лазурным, сине-зеленым драконом, весной и «рождением».
- Запад — с белым тигром, осенью и символической «смертью».
- Юг — с красной птицей и летним сезоном.
- Центр — это желтый или коричневый, цвет земли, специального времени года для него не было, позднее стали выделять межсезонье.
Пейзаж, изображающий четыре времени года. Ли Сумун, XV в.
Подобная пятичастная система представлений о мире пришла в Корею из Китая и дополнена была представлениями о пяти вкусах, полых и пустых органах тела, конфуцианских нормах морали. Желтый цвет также ассоциировался с императором.
Самые страшные напасти
Две самые страшные стихии — это вода и огонь. Пример их разрушительной силы мы найдем в Библии, которая напоминает людям о величайших катастрофах: Всемирном потопе и грядущем огненном суде. В Корее же люди долгое время жили в страхе перед тиграми и оспой.
Тигров в народной живописи не всегда изображали свирепыми
Нападение тигра называли «хохван», а оспу — «мама». Эта страшная заразная болезнь, одно из тяжелейших бедствий, выпавших на долю человечества, часто упоминается в корейских мифах. Оспу персонифицировали: болезнь олицетворяло божество по имени Ёксин или «дух оспы», Мама-син. Чтобы избежать гнева духа оспы, к нему также обращались «сонним», то есть «гость».
По материалам книги «Корейские мифы»
Обложка: unsplash