Выбрали одни из самых важных современных произведений, которые вошли в историю литературы. Наверняка вы уже слышали о них. Самое время — прочитать.
«Рассказ служанки», Маргарет Этвуд
В своей антиутопии Маргарет Этвуд описывает Новую Англию недалекого будущего, в которой женщины находятся в жестоком подчинении. США захватили христианские фундаменталисты, установившие военную диктатуру; страна переименована в Республику Гилеад. Чтобы бороться со снижением рождаемости, вызванным загрязнением окружающей среды, государство обязывает фертильных женщин из низших слоев общества рожать детей правителям-мужчинам, чьи жены не могут зачать. Этих суррогатных матерей называют служанками, а их имена образованы от имен мужчин, которым они служат. Рассказчицу зовут Фредова, то есть «принадлежащая Фреду».
Рассказ служанки. McClelland & Stewart. 1985
Замысел Этвуд производит мощное впечатление, когда читатель понимает, с какой легкостью у женщин отняли их права и независимость. Новому правительству понадобилось лишь закрыть их банковские счета и перевести средства на счета мужей или родственников мужского пола.
Маргарет Этвуд
Поэтесса, писательница и литературный критик Маргарет Этвуд родилась в Оттаве. В своих произведениях она затрагивает тему загрязнения окружающей среды, а также тему прав женщин, хотя неохотно причисляет себя к феминисткам и предпочитает называть себя социальной реалисткой.
Маргарет Этвуд. Источник
«Хроники заводной птицы», Харуки Мураками
Тема этого романа Харуки Мураками — чувство вины японцев за роль, сыгранную ими во Второй мировой войне.
Повествование ведется от лица главного героя Тору Окады, который бросил низкооплачиваемую работу в токийской юридической фирме и ничего не ждет от жизни. Его жена Кумико посылает его на поиски их пропавшего кота, и по пути с ним случается ряд странных происшествий. Большинство встреченных им персонажей — одержимая смертью девушка-подросток; ветеран войны, травмированный увиденным на поле боя; политик правого толка с милитаристскими взглядами — загадочны или зловещи, и многие из них как-то связаны друг с другом. Автор лишь намекает на эти связи, но не раскрывает их сути.
По форме «Хроники заводной птицы» — детектив, но история рассказана в манере Кафки и Камю. Расследование ведет равнодушный персонаж, не имеющий моральных ориентиров. Он не знает, чего ищет, и узнать об этом ему так и не суждено. Образы Мураками очень загадочны и словно перенесены из человеческой души сразу на страницы. Автор создает пост модернистский мир, в котором реальность и фантазия порой неотличимы друг от друга.
Харуки Мураками
Мураками родился в Киото и учился в частном Университете Васэда в Токио. В течение нескольких лет они с женой Йоко держали кофейню и джаз-кафе в японской столице. В 33 года Мураками занялся бегом на длинные дистанции и участвовал в многочисленных марафонах и соревнованиях по триатлону.
Харуки Мураками. Источник
«Бесчестье», Джон Максвелл Кутзее
На первый взгляд сюжет «Бесчестья» — знакомая история о том, как сексуальное влечение оборачивается проблемами. Но действие в романе Кутзее разворачивается в ЮАР после окончания апартеида, и автор поднимает важные политические вопросы о статусе европейцев в государстве, где правящая верхушка состоит из африканского большинства.
Дэвида Лури, белого разведенного преподавателя университета чуть старше пятидесяти лет, обвиняют в неподобающих отношениях с двадцатилетней студенткой. Лури не пытается оправдаться, а уходит с работы и отправляется в Восточно-Капскую провинцию, чтобы жить вместе со своей взрослой дочерью, лесбиянкой Люси.
В каком-то смысле бесчестье Дэвида оборачивается искуплением: он начинает ценить людей и вещи, которые прежде были ему безразличны или казались неважными. Однако это не так значимо, как его переживания об уязвимости дочери. Она живет одна на маленькой ферме, и ее выживание и личная безопасность зависят от желания африканцев с ней сотрудничать, и отнюдь не все они настроены благожелательно. Дэвид задается вопросом, творит ли белый человек сам свою судьбу, не пожинает ли сейчас плоды того, что в течение долгих лет был угнетателем. Этот вопрос — центральная тема романа.
Джон Максвелл Кутзее
Кутзее родился в Кейптауне в семье белых южноафриканцев; его предками были голландские поселенцы XVII века. В 1962 году он переехал в Британию и работал программистом. Затем преподавал в США и вернулся в Кейптаун, где занял пост профессора английской литературы. После выхода на пенсию в 2006 году переехал в Австралию.
Джон Максвелл Кутзее. Источник
«Моя борьба», Карл Уве Кнаусгор
В своем шеститомнике Карл Уве Кнаусгор попытался (по его словам) описать свою жизнь по порядку в мельчайших деталях (опять же, по его словам), чтобы избежать дальнейших ее обсуждений и литературной обработки. Поэтому все, что автор считает достойным упоминания, записано в его романах с дотошной тщательностью — от самых интимных переживаний до рассуждений о сравнительных достоинствах хлопьев для завтрака.
Моя борьба. Forlaget Oktober. 2009
Разумеется, описать чью-либо жизнь в ее абсолютной полноте невозможно, и при создании романа Кнаусгору наверняка пришлось что-то отбросить. Но он не постеснялся в подробностях рассказать о своих личных отношениях, в результате чего от него отвернулись друзья и родственники.
Роман Кнаусгора называется так же, как мемуары Адольфа Гитлера. (Чтобы не оскорбить ничьи чувства, в Германии роман назвали иначе — Sterben, «Умереть».) Свой выбор Кнаусгор подробно обосновывает в последнем томе.
Карл Уве Кнаусгор
Кнаусгор родился в Осло и окончил Бергенский университет, получив ученую степень по литературе. Он занимался нефтедобычей в Северном море, после чего переехал в Стокгольм. Кнаусгор не только пишет романы, он также работает редактором норвежского литературного журнала. Кроме того, он один из соучредителей издательства Pelikanen в Ставангере.
Карл Уве Кнаусгор. Источник
«Моя гениальная подруга», Элена Ферранте
«Моя гениальная подруга» — первая часть «Неаполитанского квартета» Элены Ферранте, в котором рассказывается о жизни и карьере двух подруг, Элены Греко и Лилы Черулло.
Моя гениальная подруга. Edizioni E/O. 2012
Они знакомятся в начальной школе. Обе девочки родом из бедных семей и одинаково умны, но у Лилы есть то, чего у Элены, рассказчицы, никогда не было и не будет, — «абсолютная решимость». К примеру, мы узнаем, что Лила научилась читать и писать в возрасте трех лет, что удивительно, так как ее мать неграмотна. Семья Элены поддерживает ее в стремлении получить образование, в отличие от семьи Лилы. Однако, как становится ясно из дальнейших книг цикла, классовые различия не способны разлучить подруг детства, а социальные условности не помешают им добиться своих целей.
Читателям может показаться, что динамичное повествование и уверенный стиль Ферранте стоили ей больших усилий, но писательница это отрицает и говорит, что «чем больше трудишься над каждым предложением, тем тяжелее идет рассказ».
Элена Ферранте
Это псевдоним итальянской писательницы, которая отказывается давать очные интервью. Подобная скрытность пробудила интерес огромного количества исследователей — от журналистов до лингвистов, которые анализируют ее редкие высказывания в поисках того, что поможет раскрыть тайну.
Элена Ферранте. Источник
По материалам книги «Главное в истории литературы»
Обложка: NBC News