Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество
Место, где хранятся истории. Самые известные и красивые библиотеки мира
8 декабря 2021 4 391 просмотр

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Библиотека — не просто место, где хранятся книги. Это символ цивилизации. Хранилище исторических и культурных ценностей. Здесь собраны удивительные истории — с разных времен и уголков света.

Рассказываем о самых красивых и знаменитых библиотеках — вместе с книгой «Книги. Всемирная история библиотек». Приготовьтесь к захватывающему книжному путешествию!



Книги. Всемирная история библиотек

Центр братьев Гримм, Берлин

Центр братьев Гримм назван в честь Якоба и Вильгельма Гриммов, известных прежде всего своим сборником народных сказок, опубликованных в разных изданиях с 1812 по 1857 год. Но это не только дом для коллекции книг братьев Гримм, но и библиотека Берлинского университета имени Гумбольдта. Новое здание, которое уже давно просилось на замену того, что было разрушено во время Второй мировой войны, спроектировал швейцарский архитектор Макс Дудлер. Его строительство завершилось в 2009 году.

Самая важная особенность здания — открытые стеллажи: Центр братьев Гримм — крупнейшая в Германии библиотека с открытыми стеллажами. Они расположены на шести этажах по обе стороны центрального ступенчатого читального зала. Читателям обычно нравится видеть полки. Все книги по определенной теме собраны в одном месте, и человек может быстро и легко найти похожие книги по той же теме, даже не зная имени автора, и не ждать, пока их извлекут из хранилища.

К тому же это позволяет посетителям бродить, не торопясь, брать с полок интересные книги и углубляться в темы, с которыми в ином случае они никогда бы не соприкоснулись. Другими словами, открытые стеллажи возвращают нас в то время, когда мы впервые открыли для себя чтение и все книги были новыми и увлекательными.

Библиотека Лиюань, Цзяоцзехэ, Китай

Грамотность — это ключ к успеху в современном мире, чтобы ее повысить, повсюду строятся школы и библиотеки. Пожалуй, нигде эта трансформация не поражает воображение так, как в Китае. По данным государственной статистики Китая, в 2011 году в стране было 2925 публичных библиотек.

Библиотека Лиюань, спроектированная китайским архитектором и академиком Ли Сяодуном, расположена на холмах в деревне Цзяоцзехэ, в двух часах езды от Пекина на север. Слово «лиюань», буквально означающее «огороженный сад», намекает на дерево, которым облицовано здание. Библиотека расположена за горным хребтом, рядом с горным ручьем, и из деревни ее не видно. Это крохотное здание с единственным читальным залом, где библиотека воспринимается как игровая площадка и гостиная.

Посетители входят на нижний уровень, снимая обувь у двери, а затем поднимаются по полкам, которые одновременно служат ступенями, местом для хранения книг и сиденьями. Наверху, в углу с видом на ручей и холмы, есть небольшая утопленная зона отдыха, где читатели могут посидеть у огня, попить чаю, послушать рассказы и спокойно почитать.

Библиотека Лиюань — наглядный пример того, чего можно достичь с помощью дизайна. Форма этого красивого небольшого здания не была продиктована функциональными схемами. Оно прекрасно вписывается в ландшафт. И превращается в игровую площадку для знакомства взрослых и детей с радостями чтения.

Библиотека редких книг и рукописей Бейнеке, Йельский университет, Нью-Хейвен, США

Спроектирована Гордоном Буншафтом. Здание выделяется на фоне неоклассических и неоготических строений кампуса Йельского университета. Техническое задание, которое Буншафт затем разработал совместно с сотрудниками библиотеки, было простым. Требовались герметично закрываемые стеллажи с системой кондиционирования, чтобы в климате Нью-Хейвена поддерживать постоянную температуру и влажность, а также выставочное помещение, места для чтения и офисы. Ничего из этого нельзя назвать особенно сложной задачей.

Окончательный вариант Буншафта основывался на двух ключевых идеях. Во-первых, стеллажи сами по себе могли участвовать в экспозиции и становиться центром выставочного пространства. Он подумал, что это пространство может располагаться вокруг огромного стеклянного короба с кондиционером, обеспечивающего полностью безопасную и герметичную среду для книг.

Во-вторых, прямые солнечные лучи вредят книгам, но, поскольку выставочное пространство необходимо освещать, Буншафт решил поместить его и стеклянный короб в короб побольше с полупрозрачными мраморными стенами. Снаружи мрамор кажется полностью непрозрачным, но, когда светит солнце, панели пропускают внутрь медово-желтый свет — кожаные переплеты книг в нем смотрятся особенно красиво.

В результате получилось пространство почти невообразимой мощи и простоты, в котором чувствуется рука настоящего мастера.

Библиотека Осаки

Внешне библиотека Осаки, позже названная Библиотекой Наканосима префектуры Осака, похожа на западную. Западные колониальные державы строили такие по всему миру. Япония вызывает особый интерес, потому что ее никогда не колонизировали: она переняла элементы чужой культуры добровольно. Японцы изучали и прилежно копировали все сферы жизни западного общества. Это касалось образования, одежды, системы публичных библиотек и даже архитектурных стилей.

Библиотека Осаки — интересный осколок той архитектуры, которая уже вышла из моды и в значительной степени позабыта в Японии. Она открылась в 1904 году и функционировала точно так же, как западная публичная библиотека, только книги были японские.

Ничто во внешнем виде библиотеки не указывает на японское происхождение. Ее архитектура типична для зданий, построенных в период Мэйдзи, когда Япония черпала вдохновение в европейской культуре.

Посетитель входил через классический портик в большой круглый вестибюль с искусственным освещением, которое работало даже в течение дня из-за малого количества окон. Читальные залы располагались на двух этажах по обе стороны, в полуподвальном помещении находились служебные помещения и коридоры для персонала. Книги хранились на стальных стеллажах сзади. По планировке она очень напоминает немецкие публичные библиотеки XIX века, например Франкфуртскую городскую библиотеку, которая, скорее всего, и послужила источником вдохновения.

По материалам книги «Всемирная история библиотек»

Рубрика
Творчество
Похожие статьи