Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Кругозор
Культовые художники и их стиль. Как одевались Луиза Буржуа, Ханна Хёх и Марсель Дюшан
29 ноября 2021 2 679 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Книга «Культовые художники и их стиль» — исследование уникальных образов художников: от Мондриана и Ива Сен-Лорана до Пикассо и Поллока. Выбрали несколько отрывков из книги — о том, как одевались американский скульптор и живописец Луиза Буржуа, немецкая художница Ханна Хёх и французский художник и теоретик искусства Марсель Дюшан.

Луиза Буржуа



Культовые художники и их стиль

Луиза — француженка. Она прекрасно знает, как быть женщиной и пользоваться губной помадой без лишних раздумий. Разумеется, у нее утонченное мировосприятие и представление о том, какой она хотела бы являться миру сама. — Хельмут Ланг и Нэнси Сперо. Dear Louise. Tate Etc, осень 2007 г.


Луиза Буржуа со своей мраморной композицией «Глаза в глаза» (1970)

Луиза Буржуа любила необычные, богатые смыслом наряды. В 1982 г. она пришла на фотосессию к Роберту Мэпплторпу, одетая в темный «рок-н-ролльный» жакет из обезьяньего меха; в качестве аксессуара под мышкой у нее был ключевой элемент собственной композиции Fillette — большой гипсовый фаллос, обтянутый латексом. Мэпплторп описал опыт общения с ней как «сюрреальный», пояснив: «Ей не нужно было ничего говорить, она сама чувствовала, что и как надо сделать».

Озорное, шутливое отношение к одежде, имиджу и моде говорило об этой искренней и прямолинейной женщине ничуть не меньше, чем ее творчество.

В посвященном ей документальном фильме «Паук, любовница и мандарин» (2008) Буржуа предстала перед зрителями в свободной ярко-розовой шубе из искусственного меха и кепи с блестками, а затем — в «сутенерском» костюме от Huggy Bear. Выбор одежды подчеркивал и неукротимое жизнелюбие художницы, и готовность работать на камеру.


Луиза Буржуа. Нью-Йорк, март 1996 г.

Луиза Буржуа родилась в Париже, в Рождество 1911 г. С раннего детства родители одевали ее у лучших парижских кутюрье. Как призналась сама художница в интервью газете New York Times, семейные ссоры по поводу ее гардероба не раз служили ей источником вдохновения. Наряды самой Луизы и членов ее семьи, аккуратно развешанные на плечиках «навеяны теми временами, когда мои мать с отцом все время спорили, кто из них лучше меня одевает. Один говорил: „Я купил ей Poiret“. Вторая возражала: „Я купила ей Chanel. Chanel ей больше идет, чем твой Poiret“». Неудивительно, что Луиза Буржуа всю жизнь страстно увлекалась модой.

В 2008 г. газета New York Times опубликовала подборку, посвященную роли моды в жизни художника. В ней приводятся слова Луизы Буржуа: «Историю нашей жизни можно припомнить и пересказать по форме, весу, цвету и запаху вещей, что висят у нас в шкафу».

Ханна Хёх

Я хотела бы показать людям богатый художественный мир, чтобы они стали лучше относиться к тому миру, где мы живем. — Ханна Хёх. New York Times, 1997 г.


Ханна Хёх. Автопортрет (1930)

Ханна Хёх предпочитала стрижку каре в духе Луизы Брукс, а в ее гардеробе царил андрогинный шик 1920-х: полосатые платья-матроски, суконные юбки, костюмы в стиле унисекс с галстуками-бантами, простые блузы с воротником «Питер Пэн» — и крепкие, основательные туфли на шнуровке. В этих нарядах художница выглядела сильной и творческой личностью. До самой своей смерти в 1978 г. Хёх оставалась верна опрятному мальчишескому стилю, который выражал современный, раскованный подход к жизни, отличаясь при этом удивительной элегантностью. Даже в восемьдесят четыре года она носила белоснежное каре с челкой.

Хёх — стойкий экспериментатор, чей творческий путь изобилует неожиданными поворотами. Это, пожалуй, сближает ее с модным домом Prada.

Художница родилась в 1889 г. в немецком городке Гота. С 1916 по 1926 г. она работала в издательстве Ullstein Verlag, где занималась дизайном текстиля для журналов мод, включая Die Dame. Во времена Веймарской республики она великолепно ориентировалась в мире женской периодики. Наибольшей известностью пользуются ее фото-коллажи, однако в 1918 г. Хёх написала «Манифест современной вышивки», в котором заявила об уникальной ценности этого ремесла в мире искусства, тогда принадлежавшем почти исключительно мужчинам.


Ханна Хёх в берлинской мастерской, 1967 г.

Во времена Третьего рейха творчество Хёх считалось «дегенеративным», и художнице приходилось вести затворническую жизнь в Гейлигензее — одном из предместий Берлина.

Личную жизнь Хёх предпочитала не выставлять напоказ. Некоторое время она прожила в браке с предпринимателем Куртом Мэттисом, который был намного моложе ее; имелся на ее счету и многолетний роман с женщиной — голландской писательницей Матильдой Брюгман. И если свои любовные связи художница не афишировала, то в творчестве активно исследовала и ставила под вопрос принятые представления о мужском и женском началах.

Марсель Дюшан

Я не люблю слово «искусство» — оно страшно заезжено. Сегодня перед искусством преклоняются, и совершенно зря. Я знаю его изнутри и очень хотел бы от него отделаться. У меня нет желания и возможности объяснять все, что я делаю. — Марсель Дюшан в интервью телеканалу BBC, 1968 г.


Марсель Дюшан. Фотография Луши Нельсон для журнала Vanity Fair, 1934 г.

Быть может, именно Марсель Дюшан больше всех прочих художников повлиял на современную моду. Всю жизнь он исследовал окружающий мир и искал новые способы самовыражения. После знаменитого писсуара («Фонтан», 1917 г.) в дело пошло все: сушилки для бутылок, птичьи клетки с обломками мрамора внутри, миниатюрное французское окно и, конечно, велосипедное колесо. Дюшан осмыслял мир с помощью иронии, как и полагалось истинному дадаисту.

Неожиданность — беспроигрышный козырь в мире моды, и Дюшан проторил путь многим поколениям художников.

Его творчество основано на юморе и рефлексии: усы, подрисованные Джоконде, и переосмысление классиков фэшн-индустрии, которым занимается Гвасалия при доме Balenciaga, — эксперименты одного порядка. Марк Джейкобс назвал «Мону Лизу» Дюшана своим любимым произведением искусства. В 2014 г., выбирая задник для подиума, Карл Лагерфельд воспользовался рецептом Дюшана и украсил дверь уборной портретом Коко Шанель, назвав получившееся произведение «Дверь II».


Марсель Дюшан. Нью-Йорк, февраль 1927 г.

Сам Дюшан одевался как истинный денди. В 1917 г. он носил шубу из меха енота — обязательный предмет в гардеробе щеголей того времени, хотя в повседневной жизни предпочитал белоснежную рубашку с галстуком. Постоянными темами его творчества были идентичность и антитеза. В 1921 г. художник даже придумал себе «женскую ипостась» по имени Роза Селяви. Роза Селяви не раз являлась миру — например, в виде манекена в мужском пиджаке, галстуке и шляпе на парижской выставке сюрреалистов 1938 г. Произведение называлось «Роза Селяви в провокационном андрогинном настроении»; обнаженный пах манекена украшали инициалы Р. С.

Вещь-обманка, которая на деле не то, чем кажется, — постоянный мотив в мире моды, как и в творчестве Дюшана.

По материалам книги «Культовые художники и их стиль»

Рубрика
Кругозор
Похожие статьи