Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество
Художницы, которых важно знать. Предшественница Кандинского и суфражистка русской живописи
10 ноября 2021 2 138 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Рассказываем о самых известных художницах — с помощью книги «Главные женщины в истории искусства». Возможно, какие-то имена вам знакомы, а ком-то вы слышите впервые. Эта книга восстанавливает пробелы, показывает влияние женщин на мировое искусство и возвращает им заслуженную славу.



Главные женщины в истории искусства

Аделаида Лабий-Гийар, (1749–1803)

В 1783 году Аделаиду Лабий-Гийар приняли в Королевскую академию живописи и скульптуры в Париже. В то время членами академии разрешалось быть всего четырем женщинам, и французский король настаивал, чтобы эта цифра не менялась. Возможно, в качестве протеста Лабий-Гийар создала автопортрет с двумя ученицами.

На нем в натуральную величину изображена модно одетая молодая женщина, сидящая за мольбертом и обучающая живописи двух еще более юных девушек, — все фигуры видны целиком. Картина была принята на ежегодный Парижский салон и помогла художнице заработать хорошую репутацию. Понимая, что если полотно выберут для экспозиции, то его увидит огромное число людей, Лабий-Гийар представила себя сразу и как состоявшуюся художницу, и как модницу.


Аделаида учила женщин живописи с 1780 года. На этом полотне ее любимые ученицы — Мари-Габриэль Капе и Мари-Маргерит Каро де Розмон

Художница росла в Париже и, прежде чем поступить в Академию святого Луки, училась живописи у миниатюриста. Она брала уроки сначала у мастера пастельной живописи Мориса Кантена де Латура, а затем у Франсуа-Андре Венсана. Параллельно с работой над собственными полотнами она обучала других женщин и представляла произведения на выставках Парижского салона. Репутация Лабий-Гийар крепла, и в 1787-м она стала придворным художником теток Людовика XVI (сестер Людовика XV).

Хильма аф Клинт, (1862–1944)


Источник

В 1906 году, вдохновленная идеями теософии, шведская художница Хильма аф Клинт приступила к созданию серии абстрактных работ с изображением геометрических фигур и символов в ярких цветах. Клинт одной из первых оставила изобразительное искусство, чтобы исследовать связи между цветом и формой — за несколько лет до Василия Кандинского, Казимира Малевича и Пита Мондриана. Однако Клинт не выставляла свои работы и настояла на том, чтобы мир не увидел их еще 20 лет после ее смерти, а потому о ее творчестве мало что было известно до второй половины XX века.

Хильма аф Клинт, вдохновленная идеями теософии и антропософии, одной из первых среди женщин изучала живопись в Королевской академии художеств в Стокгольме. Пытаясь проникнуть в суть видимого и невидимого миров, она параллельно изучала флору и фауну. В 1896 году с четырьмя подругами-художницами основала группу «Пять», где женщины проводили спиритические сеансы, практиковали автоматическое письмо и рисование.


Большой оранжевый круг пересекается с аналогичным синим, а фигуры, напоминающие цветы, парят на светло-голубом фоне

Эта картина — вторая во второй серии абстрактных работ, исследующих жизненные циклы с духовной точки зрения. Каждая из десяти картин серии иллюстрирует определенный этап человеческой жизни — включая детство, юность, зрелость и старость — и состоит из кругов, спиралей, а также естественных форм, написанных в чистых, радужных тонах. Это огромное произведение относится к детству.

С помощью всего одной ассистентки Клинт закончила серию за четыре месяца. Вот как она описывала творческий процесс: «Картины выходили напрямую из-под кисти… безо всяких предварительных набросков… Я не имела представления, что в итоге будет запечатлено, и тем не менее работала быстро и уверенно, не исправляя ни единого мазка».

Наталья Гончарова, (1881–1962)


Источник

Наталья Гончарова — невероятно успешная художница, писательница, иллюстратор, сценограф. Она первая женщина и первая художница-авангардистка, чья ретроспективная выставка прошла в московской галерее, — тогда Гончаровой было всего 32 года. Ее называли суфражисткой русской живописи. Она также стала одной из первых художниц, которую принимали всерьез в мире искусства.

Гончарова вдохновила других женщин, сказав, что «нужно больше веры в себя, в свои силы и право… воле и уму человеческим нет предела». Видя ее успех, другие художницы, особенно в послереволюционной России, начали пользоваться открывшимися возможностями и работали бок о бок с мужчинами как равные — впервые за всю историю.


На картине ломаные линии вокруг велосипедиста демонстрируют влияние кубизма и футуризма. Картина создает ощущение энергии и движения

Особое признание у себя на родине Гончарова получила за футуристские полотна и вклад в создание лучизма — художественного стиля, основанного на деконструкции лучей света.

Наталья была соосновательницей художественных сообществ «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», участвовала в создании лучизма, выставлялась совместно с базирующейся в Германии группой Der Blaue Reiter («Синий всадник»). И считалась ключевой фигурой в мире парижского искусства и дизайна.

Зинаида Серебрякова, (1884–1967)


За туалетом. Автопортрет. Зинаида Серебрякова

Зинаида Серебрякова принадлежала к знаменитой в России творческой династии. Ее творчество часто упускали из виду — она следовала традиционному подходу в живописи, тогда как множество современных авторов создавали абстрактные, не привязанные к реальности произведения. Дед и брат Серебряковой были архитекторами, отец и другой брат — скульпторами, дядя — известным живописцем и основателем художественного объединения «Мир искусства», к которому Серебрякова присоединилась в 1911 году.

Ее отец и муж рано ушли из жизни. Она осталась без источника дохода с четырьмя детьми и больной матерью на руках. В 1924-м Серебрякова отправилась в Париж, где писала на заказ портреты представителей высшего общества. Тем не менее Серебрякова все еще нуждалась в деньгах. Что еще хуже, как только она прибыла во Францию, советское правительство запретило ей возвращаться. В конце концов двух младших детей отпустили к ней в Париж. Из-за бедности единственными моделями для картин Серебряковой выступали ее дети и она сама.


Поза девушки придает композиции динамику, а слабо проработанный фон добавляет сцене непринужденности

На представленном здесь портрете изображена дочь художницы Екатерина в возрасте 15 лет. Серебрякова вдохновлялась творчеством Тинторетто, Никола Пуссена, Питера

Пауля Рубенса и особенно Алексея Венецианова. Кроме того, художнице были близки отдельные проявления реализма, импрессионизма, экспрессионизма и ар-нуво. Эту картину пастелью она написала с натуры.

По материалам книги «Главные женщины в истории искусства». В статье представлены картины:

  • «Автопортрет с двумя ученицами», Аделаида Лабий-Гийар, холст, масло •210,8 × 151,1 см. Метрополитен-музей, Нью-йорк, США
  • Портрет Екатерины Серебряковой, дочери художницы, Зинаида Серебрякова, бумага верже, пастель • 61,9 × 47 см. Художественный музей Мида, Амхерст, США
  • Десять самых больших, № 2, детство, группа IV, Хильма аф Клинт, холст, бумага, темпера •328 × 240 см. Фонд Хильмы аф Клинт, Стокгольм, Швеция
  • «Велосипедист», Наталья Гончарова: холст, масло • 78 × 105 см, Государственный русский музей, Санкт-Ппетербург, Россия

Обложка: Наталия Гончарова работает над эскизом костюма Продавщица апельсинов. 1916. Источник

Рубрика
Творчество
Похожие статьи