Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Книжный клуб МИФа
Путь в МИФе. Как из службы поддержки перейти в IT-отдел
1 сентября 2021 4 866 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

В 2016 году Маша Фоминова пришла в МИФ на роль менеджера службы поддержки и доросла до старшего менеджера. Но в 2020 году она захотела сменить профессию. И сделала шаг не вперед, а, как говорит сама Маша, в сторону и как будто назад — решила перейти в отдел IT и стать тестировщиком.

Мы поговорили с Машей и узнали, как это — реализоваться в одной сфере, а затем начать всё заново в другой.


Это Маша, сегодня она веб-тестировщик

Многорукий Шива

Почти четыре года Маша работала в службе поддержки интернет-магазина. Служба поддержки — это целая гора вопросов от клиентов, которые оформляют заказы и покупают книги на сайте. И еще 10-15% — это вопросы, которые касаются работы издательства. Постоянное общение по телефону и переписка. Нужно знать ответы на очень много вопросов и понимать, у кого из коллег нужно спросить, если не знаешь ответ.

Часто Маша чувствовала себя, как многорукий Шива, который есть везде: во всех мессенджерах и во всех почтах. Но работу свою любила и всегда считала, что она относится к помогающим специальностям.


Команда службы поддержки

«Конечно, странно сравнивать эту профессию с врачами, — говорит Маша, — но каким-то образом они пересекаются — ты тоже решаешь проблемы людей. Ведь люди редко звонят, если они сильно рады».

Работая в службе поддержки, Маша чувствовала себя на своем месте, в зоне комфорта.

Предупредить выгорание

Маше всё нравилось, но она понимала: скоро начнется выгорание. И она решила предупредить этот момент. Посмотрела курсы Skillbox и подумала, что её опыт работы в службе поддержки может спокойно перерасти в тестирование — если освоить техническую базу.

«Я поняла, что у меня есть потребность узнать что-то новое. И мне хотелось, чтобы это было какое-то специфическое знание, которое сформирует мою ценность. В какой-то момент в службе поддержки я начала понимать, что, да, я неплохо общаюсь с людьми, да, я умею хорошо писать и говорить, но кажется, что и у других людей это получается. Этому не нужно специально учиться, всё приходит с опытом. А мне хотелось освоить какую-то узкую специальность».

Маша не только искала курсы — она искала ответы в книгах. Читала, например, книгу Лены Резановой и даже слушала её выступление. Но в книге Лена советует искать себя через хобби — Маше это не подходило. Ей хотелось чего-то отдельного: поработал — потом отдохнул.

«Наверно, больше всего мне помогла книга Барбары Шер „Отказываюсь выбирать“, где она рассказывает про сканеров — людей, которые постоянно меняет сферы интересов. В какой-то момент я начала чувствовать себя человеком, который хватается за всё. Из-за того, что я нигде глубоко не погружаюсь, мне казалось, что я какая-то поверхностная. А потом я прочитала Барбару Шер и поняла, что у всех по-разному. Есть люди, которые 30 лет работают на заводе, а есть те, кто каждые пару лет меняет компании. И каждый по-своему счастлив».

«Пару раз рыдала в подушку»

Самое большое несовпадение ожиданий ждало Машу после курсов.

«Когда читаешь всю эту прекрасную рекламу курсов и смотришь первые уроки, кажется, что всё это очень просто. Тебе рассказывают, как нужны тестировщики и сколько вакансий открыто. В чате студенты писали, что они прочитали одну книгу по тестированию и их уже взяли на работу! Всё это создаёт ложное представление, что смена профессии — это легко и просто. На деле всё гораздо сложнее».

Во-первых, Маша столкнулась с синдромом самозванца. Она уже немало проработала в МИФе и знала, как работает сайт и кто за что отвечает. У неё не было такого погружения, как у человека, который бы пришел со стороны. И всё равно в какой-то момент Маша вдруг поняла, что вообще ничего не понимает.

«Помню, ребята обсуждали какую-то проблему и использовали слова, из которых я понимала только союзы и предлоги. Это было очень сложно».

Пару раз рыдала в подушку. «Я не понимала, что мне надо делать и даже что мне надо погуглить! Но потом я шла и спрашивала. Тут надо отдать должное коллегам: все помогали. Никто ни разу не отказал. Наверно, история, когда опускаются руки, — это нормально. Потом находятся ресурсы и поддержка, чтобы продолжать дальше».

Время и помощь

Маша говорит, что ей помогло время. Иногда надо было переждать и посмотреть на задачу другими глазами. А иногда — попросить о помощи. Кстати, Маша поняла, что далеко не все люди могут просить помощи: они часто оценивают это, как слабость. Но постепенно пришло осознание: человек, который тебе помогает, не считает тебя слабым. Эта установка — лишь в твоей голове.


Команда IT

День стал другим

В службе поддержки у Маши был график два через два, и ей он очень нравился: можно было, например, в будний день пойти в кино на утренний сеанс. Но если ты работал, то должен был проводить за компом 12 часов, с перерывом на обед: сотрудник службы поддержки очень привязан к месту, вокруг нужна тишина.

Сейчас в разработке Маша работает пять дней в неделю. Тут полегче: нет постоянных звонков, можно работать не только из дома. Хотя есть и свои сложности: пусть в течение дня Маша проводит меньше времени за компом, суммарно в неделю — больше. Еще очень волнительно в день запусков. «У нас, например, есть процесс, когда новая „фича“ запускается на сайте. И именно тестировщик нажимает главную кнопку, которая запускает изменения. Каждый раз я испытываю невероятное волнение, что, вот, сейчас я положу продакшн (сделаю так, чтобы сайт перестал работать), и всё сломается».

«Маша, как ты могла пропустить такой баг?! Это же так просто!»

Новая должность — это всегда новые навыки. Должность тестировщика изменила жизнь Маши: теперь ей кажется, что тестировать можно всё — даже обычный предмет. Например, карандаш. «Когда я сталкиваюсь с какой-то новой системой или приложением, я смотрю на всё с точки зрения тестировщика и вижу „баги“. Один раз даже написала разработчикам одного приложения. Занимаюсь таким волонтерством в тестировании».

Еще у Маши кардинально поменялся подход к ошибкам. Ведь в чем состоит её работа: команда запускает новую «фичу», пишет код, а Маша всё это тестирует. Её задача — дать обратную связь, сказать, что работает правильно и неправильно. То есть как будто указать человеку на его ошибку.

Но на самом деле это не так.

Система гораздо сложнее. Человек, возможно, поменял одну строчку в коде, а система отреагировала по-другому. Здесь важно видеть проект в целом, а не то, что разработчик совершил ошибку.


Встреча команды IT в Казани

«Однажды я пришла к frontend-разработчику Динаре, и мы обсуждали баг, который я пропустила. Я была уверена, что все мне скажут: „Маша, как ты могла пропустить такой баг?! Это же так просто!“. Но такого не было. Мы вообще не обсуждали, что кто-то виноват и должен понести наказание, а созвонились, чтобы определить, кто возьмется всё поправить. Потом я спросила у Динары: „Почему никто не сказал мне, как я могла это пропустить?“. А она ответила: „Какая ерунда! Зачем это надо было делать?“»

Не про успех, а про труд

Говорить о планах на будущее Маша пока не готова. Она в IT чуть больше года, но почувствовала некую уверенность только недавно.

Маша признается, что на входе немного заблуждалась в том, что её ждет, и, возможно, несколько переоценила свои силы, поэтому времени, чтобы погрузиться и утвердиться в роли тестировщика, у неё уходит больше, чем у других людей.

«Есть люди, у которых всё классно, четко и всё получается. Я не такая. У меня не так. Наверно, лет через пять я буду рассказывать, как все классно сложилось. Но сейчас моя история — не про успех, а про труд».

Когда вы переходите из одной сферы в другую, ваша уверенность в себе подрывается.

Вот вы занимаетесь одним делом много лет и растете вертикально — таким образом увеличивая свой опыт. А при горизонтальном переходе вы делаете шаг в сторону и как будто назад. Начинаете практически с нуля. И самооценка страдает.

При этом, Маша всё равно уверена, что такие переходы — это очень интересно. Во время обучения и погружения она приобрела hard skills, а еще прокачала soft skills, которые, как ей казалось, были в норме. И поняла, как важно прислушиваться к себе, не смотреть на других и приготовиться к тому, что будет нелегко, но интересно.

Похожие статьи