В 2016 году Маша Фоминова пришла в МИФ на роль менеджера службы поддержки и доросла до старшего менеджера. Но в 2020 году она захотела сменить профессию. И сделала шаг не вперед, а, как говорит сама Маша, в сторону и как будто назад — решила перейти в отдел IT и стать тестировщиком.
Мы поговорили с Машей и узнали, как это — реализоваться в одной сфере, а затем начать всё заново в другой.
Это Маша, сегодня она веб-тестировщик
Многорукий Шива
Почти четыре года Маша работала в службе поддержки интернет-магазина. Служба поддержки — это целая гора вопросов от клиентов, которые оформляют заказы и покупают книги на сайте. И еще 10-15% — это вопросы, которые касаются работы издательства. Постоянное общение по телефону и переписка. Нужно знать ответы на очень много вопросов и понимать, у кого из коллег нужно спросить, если не знаешь ответ.
Часто Маша чувствовала себя, как многорукий Шива, который есть везде: во всех мессенджерах и во всех почтах. Но работу свою любила и всегда считала, что она относится к помогающим специальностям.
Команда службы поддержки
«Конечно, странно сравнивать эту профессию с врачами, — говорит Маша, — но каким-то образом они пересекаются — ты тоже решаешь проблемы людей. Ведь люди редко звонят, если они сильно рады».
Предупредить выгорание
Маше всё нравилось, но она понимала: скоро начнется выгорание. И она решила предупредить этот момент. Посмотрела курсы Skillbox и подумала, что её опыт работы в службе поддержки может спокойно перерасти в тестирование — если освоить техническую базу.
«Я поняла, что у меня есть потребность узнать что-то новое. И мне хотелось, чтобы это было какое-то специфическое знание, которое сформирует мою ценность. В какой-то момент в службе поддержки я начала понимать, что, да, я неплохо общаюсь с людьми, да, я умею хорошо писать и говорить, но кажется, что и у других людей это получается. Этому не нужно специально учиться, всё приходит с опытом. А мне хотелось освоить какую-то узкую специальность».
Маша не только искала курсы — она искала ответы в книгах. Читала, например, книгу Лены Резановой и даже слушала её выступление. Но в книге Лена советует искать себя через хобби — Маше это не подходило. Ей хотелось чего-то отдельного: поработал — потом отдохнул.
«Наверно, больше всего мне помогла книга Барбары Шер „Отказываюсь выбирать“, где она рассказывает про сканеров — людей, которые постоянно меняет сферы интересов. В какой-то момент я начала чувствовать себя человеком, который хватается за всё. Из-за того, что я нигде глубоко не погружаюсь, мне казалось, что я какая-то поверхностная. А потом я прочитала Барбару Шер и поняла, что у всех по-разному. Есть люди, которые 30 лет работают на заводе, а есть те, кто каждые пару лет меняет компании. И каждый по-своему счастлив».
«Пару раз рыдала в подушку»
Самое большое несовпадение ожиданий ждало Машу после курсов.
«Когда читаешь всю эту прекрасную рекламу курсов и смотришь первые уроки, кажется, что всё это очень просто. Тебе рассказывают, как нужны тестировщики и сколько вакансий открыто. В чате студенты писали, что они прочитали одну книгу по тестированию и их уже взяли на работу! Всё это создаёт ложное представление, что смена профессии — это легко и просто. На деле всё гораздо сложнее».
Во-первых, Маша столкнулась с синдромом самозванца. Она уже немало проработала в МИФе и знала, как работает сайт и кто за что отвечает. У неё не было такого погружения, как у человека, который бы пришел со стороны. И всё равно в какой-то момент Маша вдруг поняла, что вообще ничего не понимает.
Пару раз рыдала в подушку. «Я не понимала, что мне надо делать и даже что мне надо погуглить! Но потом я шла и спрашивала. Тут надо отдать должное коллегам: все помогали. Никто ни разу не отказал. Наверно, история, когда опускаются руки, — это нормально. Потом находятся ресурсы и поддержка, чтобы продолжать дальше».
Время и помощь
Маша говорит, что ей помогло время. Иногда надо было переждать и посмотреть на задачу другими глазами. А иногда — попросить о помощи. Кстати, Маша поняла, что далеко не все люди могут просить помощи: они часто оценивают это, как слабость. Но постепенно пришло осознание: человек, который тебе помогает, не считает тебя слабым. Эта установка — лишь в твоей голове.
Команда IT
День стал другим
В службе поддержки у Маши был график два через два, и ей он очень нравился: можно было, например, в будний день пойти в кино на утренний сеанс. Но если ты работал, то должен был проводить за компом 12 часов, с перерывом на обед: сотрудник службы поддержки очень привязан к месту, вокруг нужна тишина.
Сейчас в разработке Маша работает пять дней в неделю. Тут полегче: нет постоянных звонков, можно работать не только из дома. Хотя есть и свои сложности: пусть в течение дня Маша проводит меньше времени за компом, суммарно в неделю — больше. Еще очень волнительно в день запусков. «У нас, например, есть процесс, когда новая „фича“ запускается на сайте. И именно тестировщик нажимает главную кнопку, которая запускает изменения. Каждый раз я испытываю невероятное волнение, что, вот, сейчас я положу продакшн (сделаю так, чтобы сайт перестал работать), и всё сломается».
«Маша, как ты могла пропустить такой баг?! Это же так просто!»
Новая должность — это всегда новые навыки. Должность тестировщика изменила жизнь Маши: теперь ей кажется, что тестировать можно всё — даже обычный предмет. Например, карандаш. «Когда я сталкиваюсь с какой-то новой системой или приложением, я смотрю на всё с точки зрения тестировщика и вижу „баги“. Один раз даже написала разработчикам одного приложения. Занимаюсь таким волонтерством в тестировании».
Еще у Маши кардинально поменялся подход к ошибкам. Ведь в чем состоит её работа: команда запускает новую «фичу», пишет код, а Маша всё это тестирует. Её задача — дать обратную связь, сказать, что работает правильно и неправильно. То есть как будто указать человеку на его ошибку.
Но на самом деле это не так.
Система гораздо сложнее. Человек, возможно, поменял одну строчку в коде, а система отреагировала по-другому. Здесь важно видеть проект в целом, а не то, что разработчик совершил ошибку.
Встреча команды IT в Казани
«Однажды я пришла к frontend-разработчику Динаре, и мы обсуждали баг, который я пропустила. Я была уверена, что все мне скажут: „Маша, как ты могла пропустить такой баг?! Это же так просто!“. Но такого не было. Мы вообще не обсуждали, что кто-то виноват и должен понести наказание, а созвонились, чтобы определить, кто возьмется всё поправить. Потом я спросила у Динары: „Почему никто не сказал мне, как я могла это пропустить?“. А она ответила: „Какая ерунда! Зачем это надо было делать?“»
Не про успех, а про труд
Говорить о планах на будущее Маша пока не готова. Она в IT чуть больше года, но почувствовала некую уверенность только недавно.
Маша признается, что на входе немного заблуждалась в том, что её ждет, и, возможно, несколько переоценила свои силы, поэтому времени, чтобы погрузиться и утвердиться в роли тестировщика, у неё уходит больше, чем у других людей.
«Есть люди, у которых всё классно, четко и всё получается. Я не такая. У меня не так. Наверно, лет через пять я буду рассказывать, как все классно сложилось. Но сейчас моя история — не про успех, а про труд».
Когда вы переходите из одной сферы в другую, ваша уверенность в себе подрывается.
Вот вы занимаетесь одним делом много лет и растете вертикально — таким образом увеличивая свой опыт. А при горизонтальном переходе вы делаете шаг в сторону и как будто назад. Начинаете практически с нуля. И самооценка страдает.
При этом, Маша всё равно уверена, что такие переходы — это очень интересно. Во время обучения и погружения она приобрела hard skills, а еще прокачала soft skills, которые, как ей казалось, были в норме. И поняла, как важно прислушиваться к себе, не смотреть на других и приготовиться к тому, что будет нелегко, но интересно.