Мария Хомусяк, руководитель МИФ.Курсы
Всем привет, меня зовут Маша Хомусяк. Я руковожу направлением МИФ.Курсы, но 4 года назад пришла в МИФ совсем на другую позицию. И сегодня я расскажу о своем пути от маркетолога МИФ.Детства до руководителя команды «Курсов», о людях, которые мне помогали на этом пути, новых навыках и ожиданиях, которые не оправдались.
Из «Саморазвития» в «Детство»
В начале июня 2017 года я прошла собеседование в МИФ и получила оффер на позицию продюсера-маркетолога книжных проектов в направление «Саморазвитие». На работу должна была выйти во второй половине июня, но в июле у меня была свадьба, и я уезжала на две недели, поэтому мы договорились с руководством, что я выйду 1 августа. Мне дали такой срок, чтобы я отдохнула.
В МИФе постоянно все меняется. И естественно, за эти полтора месяца, что прошли от оффера до выхода на работу все изменилось. Направлению «Детства» понадобилась помощь, и мне предложили должность продюсера детского направления возраста 5–12 лет. До этого я работала в маркетинге взрослых продуктов, в IT-компании, в ритейле и практически ничего не знала о детской аудитории, но согласилась, потому что новое — всегда интересно.
В мои задачи входил продуктовый маркетинг. Я проводила маркетинговые исследования — изучала запросы и потребности аудитории, тренды, рынок, а продакт оценивал книгу с продуктовой точки зрения. Исходя из этих данных мы определяли, какой продукт нам нужен. Еще вместе с руководителем направления я отсматривала рукописи. А дальше мы занимались выпуском книг, их упаковкой и проработкой аудиторий для продвижения.
Продвижение тоже входило в пул моих задач. Когда у нас уже был продукт и понимание, для кого мы его готовим, я прорабатывала маркетинговые коммуникации для разных каналов.
Серия детских энциклопедий с Чевостиком
Примерно через полгода после начала работы мне в руки попал наш Чевостик, и я стала заниматься еще и развитием этого бренда — продумывала стратегию и коммуникации. Первые акции «Weekend с Чевостиком» как раз запускала я.
В какой-то момент нам показалось, что наш маркетинг может работать эффективнее, но для этого нужно все модернизировать и актуализировать. Я была в команде, которая занималась разработкой процессов этих изменений.
После того, как мы посмотрели на процессы в новом маркетинге, стало понятно, что предстоит многое менять.
«Бизнес» и «Креатив»
В процессе модернизации, которую мы затеяли в маркетинговых процессах, во взрослой редакции освободились места в поднаправлениях «Бизнес» и «Креатив».
Во взрослой редакции есть два главных направления — это «Бизнес» и «Саморазвитие». Вести их вместе невозможно, потому что они очень большие.
«Саморазвитием» занималась Алекс Шляхова, а в «Бизнес» нужен был человек.
Поскольку я когда-то приходила на направление «Саморазвитие», мне предложили перейти в продуктовый маркетинг «Бизнеса» и заодно «Креатива». Я согласилась, и надо сказать, что это было очень классное время с одной из моих самых любимых команд. Здесь я уже не так активно продвигала руками — больше занималась продуктовым маркетингом.
Команда взрослой редакции МИФа
В «Креативе» я проработала буквально четыре месяца и ушла, потому что не смогла тянуть две полноценные загрузки, и осталась только в «Бизнесе».
У нас в МИФе есть возможность помогать разным командам, если тебе это интересно. Поэтому параллельно я еще несколько месяцев работала в мультиформате — это все, что касается электронных и аудиокниг. Там я занималась в основном аналитикой — общалась с каналами, смотрела в цифры, анализировала и предлагала решения на их основе.
Мне очень нравился и продукт, и процессы, и команда, я очень любила работать во взрослой редакции. Нравилось работать с авторами, встречаться с ними и продумывать план промо. Я обожала заниматься упаковкой продукта, придумывать название, а потом смотреть, как эта книга выходит: еще недавно ты обсуждал цвет, визуал, название, и будет ли эта книга вообще существовать в МИФе. И вот через какое-то время ты приходишь в книжный магазин, а она стоит на полке, и ее покупают абсолютно незнакомые тебе люди.
Варианты обложки книги «Эстетический интеллект»
Был такой пример с книгой «Эстетический интеллект». Мы очень долго продумывали, какая там должна быть концепция, упаковка и визуальная составляющая: это должен был быть «Бизнес», но при этом очень эстетичный. Арт-директор Леша Богомолов предлагал разные варианты, но в итоге, на мой взгляд, он создал просто невероятную обложку, которую мы вместе выбрали. И было очень приятно узнать, что книга стала бестселлером.
Фото из соцсети бренда Vetements
Однажды фото с обложкой этой книги выложил в своем аккаунте с четырехмиллионной аудиторией очень известный в мире дизайна бренд Vetements. А эту книгу сделали мы с командой, и я принимала в этом непосредственное участие. Это важная и приятная часть работы.
Были в работе и не самые любимые вещи: очень много разноформатных задач. Иногда в твои задачи входит то, что и не должно входить, загрузка может быть неравномерной. Еще, например, ты договариваешься с каналами о размещении материалов, а они могут их не разместить или разместить не так, как нужно — в итоге приходится ходить и все делать самой. Много было «влюбить, договориться, уговорить канал, чтобы они сделали, как ты хочешь, проверить» — это все очень непросто. При этом на тебе ответственность за деньги и конкретные результаты продукта. Поэтому все, что касается продвижения, мне скорее не нравилось, чем нравилось. Хотя я любила общаться и договариваться с блогерами, но сам этот блок работы — не мое.
Поиски себя
Я люблю новое, и мне всегда хочется развития. Поэтому я и ходила из «Детства» в «Бизнес» и «Креатив», пробовала себя в мультиформате и даже пыталась поработать с корпоративным отделом. Я искала место в МИФе, где у меня мог бы случиться профессиональный рост. Это нормально, любому человеку хочется развития, и мне тоже хотелось. Но я никак не могла понять, куда применить свои таланты, чтобы это было интересно и бизнесу, и мне.
Звонок, который все изменил
В ноябре 2019 года мне позвонил наш генеральный директор Дима Утробин и сказал: «Маша, мы запускаем новое направление „Курсы“, и туда нужен человек. Мне кажется, это могла бы быть ты. Возможно, тебе это будет интересно».
Я привыкла работать в редакции, в издательской части бизнеса, там мне все было знакомо и понятно. А тут мне предложили что-то суперновое: и команда, с которой я никогда не работала: Марьяна, Дима, Юля, Алена, команда магазина, дизайнеры, и интересный EdTech продукт. Я недолго думая согласилась, но пошла туда как на дополнительную загрузку — совмещала работу в «Бизнесе» и в «Курсах».
Погружение в EdTech
Я пришла в «Курсы», и мне кажется, быстро погрузилась: задачи были мне понятны, я их оперативно подхватила и стала вести. Мы запустили курс, пошли продажи.
Новое направление меня захватило. Я видела, что нужна, от меня есть польза, мне интересно.
Все было динамично: один курс запустили, нужно уже следующий запускать, при этом параллельно разбираться в процессах текущего. Я делала буквально все: от договоров и настройки образовательной платформы, до общения с учениками и распределения их по учителям, работы с экспертами и проведения вебинаров. Много было разных увлекательных задач.
Стало понятно, что «Курсам» нужна моя глубокая вовлеченность, и я не могу на равных держать обе позиции. Я поговорила с Ренатом Шагабутдиновым — это мой добрый любимый друг и в то время руководитель во взрослой редакции, потихоньку вышла из «Бизнеса» и перешла полностью в «Курсы» на позицию продюсера.
В редакции я была скорее маркетологом, а в «Курсах» у меня была совершенно новая роль продюсера-продакта. Я стала разрабатывать и запускать новые продукты на рынок. Мне нужно было подтягивать свою экспертизу: я понимала, как работает офлайн, но уже не помнила, как все устроено в онлайн-продуктах. Многое пришлось вспоминать. Некоторым вещам я училась на ходу, и при этом их нужно было сделать сразу хорошо. Приходилось параллельно разбираться с образовательной платформой: как она работает, что и каким образом там вообще нужно делать, и изучать процессы запуска онлайн-курсов.
Я постоянно принимала и продолжаю принимать вызовы из разряда «запустить курс с нашими экспертами, который будет лицом издательства» или «сделать рассрочку, ничего не зная о ней»: и тебе надо узнать, как ее делать, как оформлять, как прикручивать, как это работает в личном кабинете банка.
Все вместе мы изучали тонкости сферы и новые роли внутри новой профессии: какие конверсии, доходимость, цели и результаты должны быть в EdTech, что происходит на рынке, какие есть форматы обучения и какие специалисты нам нужны. Методисты и менеджеры образовательного процесса — я вообще не знала, что они существуют.
Разбиралась, как вести вебинары, что такое урок, как он должен строиться, по какой структуре, что нужно давать ученикам и чего лучше не давать, какие есть механики обучения. Я научилась по-другому смотреть на продажи: раньше мы смотрели на них в разных каналах, сейчас стали фокусироваться на одном и постоянно докручивать проект, формулировать и тестировать гипотезы, менять продукт под разные целевые аудитории и посылы.
И я не могу сказать, что все закончилось. EdTech — это сфера, где мы постоянно учимся и осваиваем новое.
Новая роль
Через год после того, как я перешла в «Курсы» на роль продюсера, меня сделали руководителем. Я продолжила работать с той же командой, но в новой роли.
Это наши ребята: Ренат Шагабутдинов, Маша Баженова, Катя Фридель, Алена Лепилина, Юля Нефедова, Оля Королева, Наташа Зинченко. Все они очень меня поддерживали и поддерживают до сих пор, где-то идут мне навстречу.
И снова многому пришлось учиться. Как продюсер, я привыкла думать о своих проектах и результатах этих проектов. Теперь я думаю об общем результате. И не только финансовом: как результат воспринимаю то, что моей команде комфортно работать друг с другом, им приятно приходить на работу, а ученикам нравятся наши курсы, их жизнь качественно улучшается.
Я научилась, как мне кажется, собирать и сплачивать команду, поддерживать и зажигать их общей идеей, видеть в людях, которые со мной работают, их плюсы, эти плюсы подсвечивать, и тем самым заряжать их и мотивировать на результат.
Еще я научилась работать в период постоянных перемен, когда у тебя все меняется, кроме основной финансовой цели. Умею работать в хаосе и этот хаос усмирять.
Я понимаю, как важно держать себя в руках и думать о том, что от моего настроения зависит настроение и результат команды. Я не поддаюсь панике, всегда ищу выход и стараюсь быть максимально настроенной на результат, а не обращать внимание на какие-то мелочи и трудности, с которыми мы постоянно сталкиваемся.
Наставники и команда
За время работы в «Курсах» я прошла три обучающие программы. Но могу сказать, что я не научилась на обучающих курсах столькому, сколькому меня научил мой наставник Марьяна Онысько. Она передавала мне свой опыт, делилась, поддерживала, советовала, оценивала, критиковала и вдохновляла. Личное наставничество никогда не сравнится ни с одной образовательной программой. Считаю, то, что я в итоге стала руководить «Курсами» и справилась — это заслуга Марьяны в том числе.
Когда я возглавила «Курсы», я попала под руководство партнера и содиректора Юли Баяндиной. И хочу выразить ей свою признательность — я чувствовала, как она верит меня и в «Курсы», как ей интересно то, что мы делаем. Юля — тот человек изнутри МИФа, кто меня поддерживает, помогает, вдохновляет и сопереживает по-настоящему. Я это чувствую и заряжаюсь.
Поддержка команды — это важно
И конечно, меня вдохновляет, когда я вижу, что моей команде нравится то, что они делают. Все ребята: Катя, Маша, Алена, Юля, Ренат, Оля и Наташа — стараются привнести в курсы что-то свое, хотят сделать даже чуть больше, чем предписано их ролью. Я понимаю, что мы на правильном пути, мы вместе и мы заодно. Моя команда очень сильно меня вдохновляет и помогает. Без этих людей, наверное, ничего бы не было.
Ожидание — реальность
Я очень благодарна Диме Утробину за то, что он меня позвал. Тогда у меня вообще не было никаких ожиданий, я не думала, что это во что-то вырастет, просто пришла, потому что у бизнеса был запрос. А у меня такая политика: есть запрос бизнеса — я готова помочь.
Поэтому у меня ожидание с реальностью не то чтобы совпали — реальность оказалась лучше, чем мои ожидания.
Также как я не ожидала, что я стану руководителем направления. Я просто пришла и стала делать свое дело так, как мне казалось его нужно делать. И у меня все получилось.