Говорят, что в рисовании важнее всего — передавать внешнее сходство. Однако это не так. Главная задача рисования — тренировать навыки наблюдения. Как писал Генри Миллер: «Стоит только внимательно посмотреть, и даже травинка покажется загадочной, пугающей и неописуемо прекрасной вселенной».
Этим летом в МИФе выходят два воркбука от известной художницы и педагога Джульетты Аристид: по основам рисунка и рисованию фигуры. Правила, техники, страницы для практики. И упражнения, основанные на примерах работ Леонардо да Винчи, Питера Пауля Рубенса, Эдгара Дега.
Это элегантные и вдохновляющие книги, которые нам посоветовала издать Натали Ратковски. Они учат наблюдать и создавать. И доказывают, что в рисовании не бывает ничего заурядного.
Основы рисунка
Копирование знаменитых произведений искусства — проверенный способ научиться рисовать. К нему прибегали и новички, и мастера живописи. Эжен Делакруа писал в своем дневнике: «Рубенсу было больше пятидесяти лет, когда он писал короля Испании, при этом в свободное время он копировал в Мадриде шедевры итальянских мастеров».
Основы рисунка
Пристально глядя на природу, мы первым делом замечаем, что за кажущимся бесконечным разнообразием ее объектов кроется конечное число конкретных шаблонов, — Майкл Шнайдер
Книга Джульетты Аристид поможет вам попасть в мастерскую художника и шаг за шагом освоить технику классического рисунка. Цель упражнений — не бездумная имитация, а обретение свободы творчества по мере развития навыков. Учиться, подражая.
Линия
Линии — буквы алфавита рисовальщика. Акцентируя и сочетая их, мы создаем ритм и композицию. Диагонали показывают динамику и переменчивость, бросая вызов земному притяжению. Теодор Жерико воплотил в них мощь движений лошади.
Теодор Жерико. Лошади и ездоки. 1813–1814. Бумага, графит. 21×27,9 см. Музей Гетти
Уверенные диагонали передают напряжение, как туго натянутая резинка, которую вот-вот отпустят. Потренируйтесь чертить диагонали. Обведите все диагонали на рисунке Жерико. Продлевайте линии и анализируйте их роль в изображении.
Рисуйте бледными линиями. Сначала берите твердый карандаш, который легко стереть, если вы сделаете ошибку
Рисование фигуры
Рисование фигуры
История западного искусства неотделима от его основного сюжета — фигуры человека. «Я написала эту книгу, — пишет Джульетта Аристид, — чтобы вы научились воспринимать человеческую фигуру, руководствуясь теми же правилами, что и художники предыдущего тысячелетия».
Мир изменился, но человек остается центром изобразительного творчества
В реальности тело отличается от того, что мы видим в кино и рекламе. Оно бугристое, неоднородное, шероховатое и округлое, а модели бывают всех цветов кожи, размеров и возрастов. Но есть специальные методы рисования обнаженной натуры, позволяющие разглядеть строение тела независимо от комплекции.
Построение фигуры
Представьте, что вам дали зубочистки вместо карандаша и вам нужно разложить их на листе. Так можно достаточно точно показать пропорции и позу, но без деталей. Это цель первого этапа обучения.
Эдгар Дега. Стоящая обнаженная, рисунок с натуры. Ок. 1856–1858. Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк, Уильямстаун. Изображение предоставлено Art Renewal Center
Сейчас ваша задача — обобщить, упростить и отсеять лишнее. Скопируйте рисунок Дега (тот, что выше). Отметьте верхнюю и нижнюю границы расположения фигуры и середину высоты роста. Ищите главные направляющие, описывающие позу.
Помните: сильная линия движения сразу вдыхает в рисунок жизнь. Вы творец, вам ее и выбирать.
Вам может показаться, что бесконечное копирование не приносит пользы. Но это не так: оно помогает пополнить «вокабуляр» и узнавать секреты великих мастеров. Чужое искусство питает наш опыт. И в итоге учит создавать собственные, ни на что не похожие истории.
P.S.: Подписывайтесь на рассылку по творческим книгам. Будете первыми узнавать о скидках и получать отрывки из книг. Мы присылаем только самое интересное.
Обложка: pexels