История западного искусства неотделима от его основного сюжета — фигуры человека. Мир изменился, но человек остается центром изобразительного творчества — вероятно , потому, что, как заметил художник Гэри Фейгин, лицо представляет для нас самый большой интерес. Выбрали несколько упражнений и советов из книги известной художницы и педагога Джульетты Аристид. Попробуйте выполнить их дома.
Линии движения
Прежде чем сделать первый штрих, посмотрите на модель и подумайте, что вам больше всего в ней нравится.
Таддео Цуккаро. Стоящий обнаженный мужчина. 1550. Сангина, гуашевые белила. 42×28,7 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Сначала вы можете ничего не увидеть. Но постепенно, как фигуры в облаках, проявятся связи и соотношения. Видите изгиб от шеи к груди, исчезающий у диафрагмы? Или модель откинула плечи назад, как фигура на носу корабля? А может, застыла перед прыжком и диагональ ноги продолжается до самой шеи? Все это — линии движения, они играют важную роль в композиции.
Рисование фигуры
Как трейлер фильма или краткое содержание книги, лаконичные линии движения показывают основное направление в композиции.
Поначалу старайтесь показать позу минимумом линий. Лучше одна длинная линия от головы до стоп, чем короткая, описывающая изгиб шеи. Ваша задача — обобщить, упростить и отсеять лишнее. Сильная линия движения сразу вдыхает в рисунок жизнь. Вы творец, вам ее и выбирать. Единого решения нет, и несколько художников нарисуют одно и то же совершенно по-разному.
Упражнение «Быстрые наброски»
Чтобы понять, как линии движения передают пластику модели, обведите каждую фигуру на рисунке ниже. Проведите основную линию движения, описывающую позу, и добавьте наклон головы, грудной клетки и таза.
Майкл Хэмптон. Наброски (фрагмент). 2018. Цифровой рисунок
Повторите наброски на чистом листе, стараясь показать движения линиями.
Построение фигуры
Обратимся к роли прямых линий в соблюдении точности при построении. В великих работах все линии взаимосвязаны. В конце этого этапа у вас получится каркас с упрощенным контуром. Сейчас важно заложить прочную основу для точного рисунка.
Видите тонкую центральную линию от плеч до основания? Она задает расположение элементов по вертикали. Теперь посмотрите на горизонтальные линии плеч, грудной клетки, подвздошных костей и низа ягодиц. Они обеспечивают пропорциональное и соответствующее позе соотношение левых и правых сторон элементов. И наконец, обратите внимание на спрямленные контуры торса и форму теней.
От общего к частному
Вот этапы рисования фигуры, от общего к частному.
1. Отметьте верхнюю, нижнюю и боковые границы расположения фигуры на листе.
2. Найдите обобщенный силуэт позы, линию движения и наклон головы, плечевого пояса и таза. Проведя первые линии, скорректируйте их до достижения внешнего сходства (интуитивно, ничего не измеряя).
3. Нарисуйте общий контур тела.
4. Показав масштаб, пропорции и позу и убедившись в их точности, ищите более мелкие формы.
Со временем эти этапы сольются в один и вы легко будете переключаться от силуэта к каркасу позы и обратно.
Упражнение «Копируем Дега»
Сейчас ваша задача — обобщить, упростить и отсеять лишнее. Скопируйте рисунок Дега. Отметьте верхнюю и нижнюю границы расположения фигуры и середину высоты роста. Ищите главные направляющие, описывающие позу.
Эдгар Дега. Стоящая обнаженная, рисунок с натуры. Ок. 1856–1858. Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк, Уильямстаун. Изображение предоставлено Art Renewal Center
Объем
Мы должны помнить строение тела. Глядя на фигуру спереди, надо ощущать, что у нее сзади. Голова с любого ракурса должна быть объемной. Рисунки на плоскости обретают массу и становятся выпуклыми. Для этого нам нужно внутреннее чувство пропорций: понимание, сколько места занимает голова, каковы объемы грудной клетки и таза. Мы должны с закрытыми глазами представлять себе фигуру полностью. Для этого тренируйтесь рисовать геометрические тела: кубы, цилиндры, сферы и др.
Сложности изображения фигуры человека обусловлены кажущейся неопределенностью ее формы. Местами она похожа на апельсины, засунутые в носки. Если художники не понимают, как она устроена и как «должна» выглядеть, они просто копируют силуэт.
Для отображения объема необходимо убедительно показать высоту, ширину и глубину. Голову, грудную клетку и таз удобно принять за отдельные блоки, изменяющие положение в пространстве друг относительно друга. Объем всей фигуры строится на этих трех основных массах.
Кубические формы
Потренируйтесь рисовать кубические формы грудной клетки и таза в разных положениях. Обратите внимание, что в положении стоя грудная клетка и таз отвернуты друг от друга. Чтобы набить руку, порисуйте спичечную коробку в разных ракурсах.
Упражнение «Кубическая фигура»
Скопируйте фигуру на рисунке ниже. Сначала наметьте расположение головы и стоп, чтобы задать высоту, затем найдите линию движения
Еще больше теории и практики в книге «Рисование фигуры»
Обложка: unsplash