Сложно ли нарисовать человека? Большинство из нас ответят — да. Джульетта Аристид, автор книги «Рисование фигуры», разбивает процесс изображения человека на небольшие и посильные уроки, знакомит учеников с проверенными временем принципами и техниками в традиции художественной мастерской, которые легко освоить и применить.
С помощью ее книги вы словно посещаете студию и учитесь у мастера. Вот несколько уроков от автора.
Общие правила
Начинайте рисовать бледными линиями
Они легко стираются, поверх них всегда можно провести более жирные. Потренируйтесь выполнять разные штрихи карандашом на отдельном листе. Сначала едва касайтесь грифелем бумаги, потом увеличивайте нажим. Еще можно положить поверх иллюстраций в книге кальку или веленевую бумагу и обводить их.
Не торопитесь
Не обязательно заканчивать рисунок за один сеанс. Умение определять пропорции на глаз приходит постепенно.
Иллюстрации здесь и далее и книги «Рисование фигуры»
Размечайте границы композиции
Для копирования возьмите лист того же размера, что и оригинал. В процессе работы изображение иногда разрастается, и ноги или голова не помещаются на листе. Чтобы этого не произошло, наметьте верхнюю и нижнюю точки фигуры.
Затем измерьте ширину линейкой или поставьте метки на листе и перенесите их на свой рисунок. Проще заметить ошибку на рисунке того же размера, что и оригинал. Расхождения сразу видны, если быстро перемещать взгляд с оригинала на копию и обратно.
Проверяйте пропорции
Отмечайте якорные точки, например половину роста или высоту головы. Если оригинал и копия одного размера, можно сравнивать параметры элементов листом бумаги. Но все же лучше сначала рисовать от руки, а потом проверять пропорции.
Быстрые наброски
Чтобы понять, как линии движения передают пластику модели, обведите каждую фигуру на рисунке ниже. Проведите основную линию движения, описывающую позу, и добавьте наклон головы, грудной клетки и таза.
А теперь попробуйте повторить наброски на чистом листе, стараясь показать движения линиями.
Практика построения фигуры
Скопируйте рисунок Дега. Отметьте верхнюю и нижнюю границы расположения фигуры и середину высоты роста. Ищите главные направляющие, описывающие позу.
Кубические формы
Потренируйтесь рисовать кубические формы грудной клетки и таза в разных положениях. Обратите внимание, что в положении стоя грудная клетка и таз отвернуты друг от друга. Чтобы набить руку, порисуйте спичечную коробку в разных ракурсах.
Последовательность рисования фигуры — от коробки до ведрообразной и анатомической формы.
Кубическая фигура
Скопируйте фигуру на этой странице на чистой половине рядом. Сначала наметьте расположение головы и стоп, чтобы задать высоту, затем найдите линию движения.
Как разместить фигуру на листе
1. Ограничьте фигуру верхней, нижней, правой и левой точками и проведите центральную линию. Вы задали размеры и расположение фигуры на листе.
2. Линия движения. Сверху донизу проведите линию направления, по которому скользит взгляд. На этой стадии ваше художественное видение облекается в форму.
3. Наклоны и повороты. Посмотрите на углы наклона плечевого пояса, сосков, подвздошных костей и тазобедренных суставов. Определите опорную ногу. Это каркас будущего рисунка.
По материалам книги «Рисование фигуры».
Обложка статьи: иллюстрация из книги.