Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество и хобби
«Всё стало хорошо, потом плохо, а потом опять хорошо». Как и зачем писать классные истории
22 апреля 2021 4 047 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Книга Ларисы «33+. Алфавит жизненных историй» полностью состоит из откровений разных героев. Почему нам интересно их читать, если мы даже не знаем этих людей? Магический эффект сторителлинга!

О том, как писать цепляющие истории и находить самые-самые эпизоды для своих текстов, Лариса рассказала в вебинаре для курса «Цех № 1». Делимся некоторыми интересными фрагментами этой зажигательной лекции.

8 причин, почему важно рассказывать истории?

  • Истории привлекают внимание
  • Истории пробуждают интерес
  • В историях мы видим себя
  • Истории добавляют экспертности
  • Истории рассказывают о наших ценностях
  • Истории помогают нам сопереживать
  • Истории создают доверие
  • Истории продаются лучше всего


Источник


«Цех №1»

Возьмем какую-нибудь экспертную область, например сферу создания стиля. Человека спрашивают: «Почему ты стал стилистом?»

И он говорит: «Ну вот, знаете, мне просто давно нравится эта сфера. Мне кажется, с помощью одежды мы можем быть более уверенными в себе. И именно поэтому я хочу работать стилистом».

Совсем другое дело, когда человек выходит и говорит: «В детстве у нас не было денег на хорошую одежду. Я из-за этого очень стрессовал, меня гнобили одноклассники, однажды сказали, что мне не место в их компании. Я очень долго плакал, не мог построить отношения с девушками. И вот теперь решил через одежду помогать другим людям чувствовать уверенность в себе».

Когда появляется конкретная история, то гораздо интереснее ее слушать.

О чем рассказывать истории?

  • О себе
  • О своих знакомых и друзьях
  • Об известных людях
  • О своей компании
  • О своем продукте

Многие крупные бренды пытаются выпустить книги, в которых рассказывают свои истории. Есть книга про Starbucks, Nike, полковника Сандерса, основателя KFC, — у него мощная личная история, которая преследует бренд (в хорошем смысле этого слова). Она о том, что был такой полковник Сандерс, который работал на заправке до 40 лет и готовил очень вкусные крылышки. Многие специально приезжали из других городов, чтобы попробовать его блюдо. Ему говорили: «Открывай свое кафе». Но он до 40 лет экспериментировал, пробовал разные варианты, и в итоге его рецепт крылышек превратился в бренд, известный всему миру.

Когда есть мощная история, даже за брендом, то думаешь: «О, это классно! Я приду».


Гарланд Сандерс. Источник

Мы все знаем историю Джоан Роулинг. Она в 25 лет придумала мальчика-волшебника в очках и решила идти до конца. В Эдинбурге, с ребенком на руках, без денег она сидела и писала «Гарри Поттера». Наверняка многие знают, что «Гарри Поттера» пытались издать несколько раз — одиннадцать издательств отказали Роулинг. После подписания контракта эта книга моментально разлетелась и стала лучшей книгой Великобритании года.


Джоан Роулинг. Источник

За каждым человеком и брендом стоит история. Подумайте, какую историю вы хотите рассказать

Вспомните диалоги, которые вас поразили, — с их помощью тоже можно создавать истории. Однажды я услышала в магазине такой диалог. Семейная пара, муж и жена лет 45, суетились возле овощного отдела. Жена, заигрывая с мужем, задала ему вопрос: «Милый, а сколько лет ты планируешь прожить?» И он ей ответил: «Ну это смотря когда я жить начну».

В этом коротком диалоге уже — история. Мы буквально из двух фраз понимаем, что этот человек, у которого наверняка ипотека и нелюбимая работа, думает, что он до сих пор не начал жить. И за этим скрывается боль.

6 законов прилипчивой истории

В МИФе выходила очень классная книга «Сделано, чтобы прилипать». Там были описаны 6 законов прилипчивой истории:

1. Простота. Ваша история должна быть простой, понятной и доступной для читателей.

2. Неожиданность. Не обязательно, что вашего главного героя схватит инопланетянин. Но пусть в ней будет какой-то неожиданный поворот или элемент.

3. Конкретика. Прописывайте детали.

4. Достоверность. Ваша история должна быть достаточно логичной. Конечно, есть какие-то невероятные случаи из серии «Представляешь, а вот моего знакомого за день два раза сбила машина!». Да, история может быть невероятной, но она должна выглядеть достоверной.

5. Эмоциональность. История не должна быть сухой. Эмоциональность можно создавать за счет деталей.

6. Идентичность. Важно понимать, для кого вы пишете историю и насколько читатель может идентифицировать себя с вашим героем. Я могу рассказать вам про 80-летнего техасца, который у себя на ранчо гнался с ружьем за бандитами. А могу — про 37-летнюю Тамару из Ростова, которая хотела написать свою книгу, думала об этом последние 15 лет и наконец решила все бросить и начать писать. И, наверное, вторая история будет для вас более актуальна, потому что вы гораздо больше идентифицируете себя с Тамарой из Ростова, чем с 80-летним техасцем со своим ружьем.

Правило зебры, или Правило контраста

Внутри вашей истории, независимо от ее длины, должно существовать правило эмоциональных качелей — когда повествование движется от плюса к минусу, от минуса к плюсу. Все стало хорошо, а потом плохо. А потом опять хорошо. И опять плохо.

Зачем это нужно?

Представьте, что вы слышите историю про девушку, которая открыла свой бизнес и он оказался очень успешным. Если вы узнаете, что эта девушка — дочь миллиардера, то вы подумаете: «Ну конечно, она же дочь миллиардера». А если услышите, что она из детского дома, поднялась с самых низов и создала бизнес, который входит в сотню Forbes, — то совсем иначе отнесетесь к этой истории.

Правило Микеланджело, или Правило деталей

Самое главное, что должно быть в истории, — это конкретные детали. Без них ваша история будет выглядеть как кусок мрамора. Как только появляются детали, история превращается в статую Давида.

Разберем на примере. Снова возвращаемся к Васе.

Булыжник

Вася так сильно пил, что ему совсем не хватало денег, и он начал выносить вещи из дома.

Мы понимаем, что Вася — нехороший человек, и он начал выносить вещи из дома. Но эта история не цепляет.

Элегантный камень

Вася так сильно пил, что начал выносить вещи из дома: он продал не только то, что принадлежало ему, но даже вещи жены.

Когда появляется деталь, мы начинаем больше тревожиться за Васю, потому что думаем: «Ого, у парня дела плохи, потому что он не только продает то, что ему принадлежит, но и даже вещи жены».

Давид

Вася так сильно пил, что начал выносить вещи из дома: он продал фамильные часы деда с надписью «Никогда не сдавайся». А позже он снял с пальца спящей жены кольцо, которое подарил ей на рождение их сына.

А здесь мы уже прям совсем переживаем за Васю. Потому что видим, что он посягнул на святое.

Да, и в первом варианте есть боль, но она совершенно не отражается, — не хватает деталей для построения образа. Когда мы используем детали, сюжет выглядит по-другому.



Запишитесь в Школу книжного блогера. Бесплатно→

Не рассказывайте, а показывайте

Что это значит? Смотрите.

Рассказываем:

Маша знала, что Костя очень трепетно к ней относится.

Показываем:

Когда Маша проходила мимо Кости, он как будто переставал дышать и прятал трясущиеся руки в карманы.

Рассказываем:

Маша с детства комплексовала по поводу своего второго подбородка. Она переживала и всегда пыталась его скрыть.

Показываем:

У Маши в соцсети было 123 фотографии. И все они были сделаны в ракурсе сверху. Так ей казалось, что никто не узнает о ее втором подбородке.


Источник

Когда детали говорят громче пустых слов

«Накануне приведения в исполнение смертного приговора серийного убийцы репортер Кристофер Сканлан полетел в штат Юта посетить семью одной из предполагаемых жертв преступника.

Несколько лет назад молодая девушка вышла из дома и никогда не вернулась. Сканлан нашел деталь, которая передала безграничное горе родных девушки. Он заметил, что выключатель у входной двери заклеен скотчем — чтобы никто не смог погасить свет. Мать всегда оставляла свет включенным до прихода дочери. И хотя уже прошли годы, свет продолжал гореть, как вечный огонь.

Вот разгадка: Сканлан увидел заклеенный выключатель и спросил об этом. Важная деталь, которую он схватил, — следствие любопытства, а не воображения».

Из книги «50 приемов письма» Роя Питера Кларка

По материалам уроков курса «Цех № 1»

Обложка: pexels

Похожие статьи