Еленой Резановой, автор бестселлеров «Никогда-нибудь» и «Это норм!» — любит делиться своим опытом. Недавно у Лены прошел вебинар в рамках курса «Цех № 1». Там она рассказала, как писать, если не пишется, и где искать мотивацию, вдохновение и силы.
Выбрали фрагмент из вебинара Лены — с полезными советами и мыслями.
На первую книгу ушло два года, а на вторую — 6 месяцев
Курс для тех, кто мечтает издать книгу
Моя первая книга «Никогда-нибудь» вышла в 2018 году. А книга «Это норм!» — о поисках себя, кризисах карьеры и самоопределении — вышла в конце 2020 года. К моему огромному счастью, гордости и отчасти удивлению, обе книги довольно быстро стали бестселлерами. На создание рукописи (только текст) первой книги у меня ушло два года, а на рукопись второй — 6 месяцев. Как же так вышло, что моя писательская продуктивность так резко выросла?
Первая книга Елены Резановой «Никогда-нибудь»
Я не специалист по написанию книг или по упаковке контента в книге. Я здесь как ваш коллега-писатель. Всё, что у меня есть, — мой собственный опыт, приведший к определенным результатам. Им я и поделюсь.
Синдром самозванца всегда на посту
Муза приходит не всегда, но синдром самозванца всегда на посту. Всем, кто начинал писать свою книгу о чем-то, это чувство хорошо знакомо. В первый раз оно накрыло меня с огромной силой. И потом особо далеко не уходило.
Впервые я ощутила синдром самозванца, когда заглянула на Ozon и Аmazon и сделала поиск по ключевым словам «карьера», «поиски себя», «самореализация». У меня было ощущение, что на меня обрушилась какая-то гигантская полка с книгами. Когда я начала смотреть, сколько там всего было на эту тему уже написано, мне пришла в голову мысль:
У меня ушло очень много времени на то, чтобы разрешить себе начать писать книгу. В эти два года можно смело включать три месяца на внутренние разговоры самой с собой на тему: «А мы пишем или мы не пишем?», «Да, план появился, а все-таки, может, не стоит?»
Что меня успокоило? Я пришла к умозаключению, что, да, несомненно, книг на эту тему очень много, но, возможно, именно в моей сборке эта тема тоже даст кому-то пользу. Покажет интересный ракурс, которого еще не было. Потому что наш взгляд на мир и наша оптика уникальны.
«Я еще не все знаю об этом»
Ты хочешь написать книгу про биологию. Ты изучаешь биологию и думаешь, что ты уже профессионал. А потом видишь стеллаж, заставленный книгами по биологии, и понимаешь, что ты читал из них, в лучшем случае, одну полочку. В этот момент тебя просто накрывает ощущение, что сначала нужно доразобраться: всё это прочитать, изучить, понять, еще раз переосмыслить. И только после этого что-то написать.
Если вам знакомо это ощущение, я хочу сказать, что это норм. Это признак того, что вы профессионал. Понятно, что есть страх того, что в это кто-то ткнет. Страх того, что скажут: «А знаешь ли ты теорию такую-то?» — а ты её не знаешь. Потому что в мире написано огромное количество книг.
Вторая книга Елены «Это норм!»
На чем здесь можно базироваться?
На обратной связи. Она про то, что ты создаешь какую-то ценность. И если я знаю, что эти идеи и подходы в какой-то истории привели к изменениям, то это для меня та самая обратная связь от моей работы. Она дает мне право выступить и рассказать о своей идее.
Автору нельзя думать о результатах книги
Есть страх того, как книга будет встречена и будет понята аудиторией. Если ты начинаешь думать об оценках в процессе, это очень энергозатратно. Я поняла, что думать об этом не буду. Мне, кстати, вовремя попался такой факт: рейтинг Шекспира на Goodreads — 3,74 из 5 баллов.
Один из первых отзывов на мою книгу «Никогда-нибудь» звучал так: «Книга, о которой я пишу, сейчас догорает в сковородке за моей спиной». Человек написал, что книга настолько плоха, что её нельзя просто выбросить — её нужно обязательно сжечь. И я вам даже не смогу описать, как меня это снесло. Я рыдала. Я тогда еще не была закаленным писателем, который спокойно и с уважением принимает все отзывы, с уважением к аудитории.
Аудитория имеет право нас не понять. Аудитория имеет право делать свои выводы. И все, что может быть понято неправильно, будет понято неправильно.
Елена Резанова
До меня это уже потом дошло, но тогда я искренне рыдала и была обижена на весь мир в лице этого читателя: «Как же так? Я так старалась, а он взял, сжег книгу и написал, что она настолько плоха». Я думаю, что он имел на это право. Видимо, для себя он ответов не нашел, потому что она была написана не для него. Но на всякий случай я хочу вам сказать: готовьтесь к всему. Каждый человек имеет право на свое мнение.
Еще одна важная вещь: нельзя, когда пишешь, думать об оценках. Нельзя думать о том, станет ли эта книга бестселлером или будет пылиться на полках. Об этом могут думать руководители проектов, редакторы. Но автору думать нельзя. Потому что это стресс. Это как быть беременной и думать, что ты обязательно должен родить нобелевского лауреата. Ты вообще перестанешь чувствовать радость материнства. Как только я отловила этот момент, то он мне перестал мешать.
Процесс
Расскажу про то, как был выстроен процесс, чтобы не зависеть от вдохновения. Потому что написание книги — это не та вещь, которая строится на вдохновении. Это все равно что супружескую жизнь строить на тех же ощущениях, как на первом свидании, — скорее всего не прокатит.
Вот этот образ — ты сидишь на закате с ноутбуком, смотришь в небо, и тебе приходит в голову гениальная идея — на самом деле может выглядеть совершенно не так. Да, всё более прозаично, но это не значит, что процесс доставляет меньше удовольствия.
Как найти время
Я не могла найти время на книгу. Я пыталась пристроить эти час или полтора в разные участки своего дня. Утром, вечером, в обед — ничего не получалось. Либо ты сядешь и не успеешь настроиться, либо ты сядешь и начинаешь на чем-нибудь зависать, либо тебе начинают мешать.
Ищите свое время
Потом я решила, что выделю неделю на то, чтобы проверить, как работает для меня разное время. Я брала промежутки времени и вот так осознанно, по расписанию, проверяла. И у меня сработало самое странное время.
Я просыпалась в пять утра — сначала по будильнику, потом без будильника — и начинала писать. Примерно до семи утра у меня уходило полтора часа чистого времени на работу — иногда чуть меньше, иногда чуть больше. В это время ты входишь на автомате. Ты приходишь, садишься, открываешь компьютер, на котором все мессенджеры выключены заранее. Есть только твоя голова, твой замысел, твой текст. Я открывала текст и иногда зависала над ним в полном отупении. Иногда продолжала писать с того момента, где остановилась. Но время, когда ты по любому сидишь и пишешь.
Рома, мой муж, мне говорил: «Слушай, сделай выходные. Нельзя же так каждый день». Но для меня уже не работали эти выходные. Иногда я брала неделю на то, чтобы отключиться от книги. Но я поняла, что схема «ты сегодня пишешь, а завтра не пишешь» уже не прокатит.
Состояние тоже важно
Таким опытным путем я пришла к своей рутине. И поняла, что, во-первых, вопрос с поиском времени снимается — это экономит кучу энергии. А, во-вторых, то состояние, в котором ты входишь в эту задачу, так же важно, как и время. Например, ты пришел туда после того, как вчера вечером поздно лег спать, чего-нибудь там пересмотрел, переел, стресс не закрыл…Если приходишь с разобранной головой, то ты не в том состоянии, чтобы писать. А если ты в порядке, то просто садишься и пишешь.
Есть разные практики, которые помогают управлять интеллектуальным процессом. Например, практика «Выйти из задачи».
Вот ты сидишь думаешь, зависаешь и можешь еще заставлять себя думать об этом полчаса. А можешь встать со стула, отойти от рабочего места, пройтись по комнате, посмотреть в окно или сделать себе чашку чая. В это время мозг получает передышку от осознанного думания и включает дефолт-режим — когда мы не работаем над задачей, а голова над ней работает. Потом мы моемся в душе и бам! — прилетает какой-нибудь инсайт.
Я начала управлять этим осознанно. С первой книгой у меня это не очень получилось, потому что я еще не до конца прочувствовала весь кайф от этого процесса. А во второй книге я делала эти выходы из задач и возвращалась в них. Чаще всего это время проводила с собаками: почесать собак, поиграться с ним, погладить их, покормить их. Через пять минут возвращаешься и бам! — тебе в голову приходит мысль, которую ты искал.
Как находить идеи
Я стала осознанно планировать паузы. Например, в воскресенье утром я с пяти до семи часов утра пишу, а после этого собираюсь и иду на пробежку или длинную прогулку. Или делаю что-то такое, что вообще не связано с интеллектуальным трудом. Есть исследования, которые говорят о том, как прогулка выигрышна для творческого мышления. Пробежка тоже.
Я все время брала с собой блокнот и ручку, а потом стала записывать мысли на диктофон. То есть ты бежишь, бежишь и начинаешь как будто бы что-то обнаруживать. Очень мощно.
«Прикурите»
Если в голове совсем нет мыслей, то можно «прикуривать» — как машину на морозе. И «прикуривалось» мне лучше всего от:
- моих собственных текстов, которые были хорошо написаны,
- текстов других людей, которые вдохновляют. Открываешь какую-то любимую книгу и просто читаешь.
Через некоторое время ты чувствуешь, что можешь отпустить это, — искра пошла, — и возвращаешься к своей книге. Этот разгон, способ «прикурить», получить вдохновение — то, что работает для меня, когда я ищу вход в поток.
Первые месяцы каждый автор ищет свой способ войти в этот процесс написания книги. Важно найти свой, а после этого всё пройдет нормально. Если у вас опускаются руки, то просто что-то до конца не выстроено. Всё очень индивидуально: то, что срабатывает для меня, может не сработать для вас. Для кого-то пять утра — это вообще самое непродуктивное время. У моего мужа, например, самое продуктивное время — с двенадцати ночи.
Делайте разные задачи
Есть разные типы задач внутри писательства. Например, искать ссылки, составлять план, искать референсы, записывать странички в таком-то издании. Или редактировать текст — тут тоже какая-то особенная часть мозга подключается. Можно регулировать не только время, не только качество своего присутствия, но и содержание. И у меня бывали дни, когда мне было настолько сложно, настолько я была перегружена всем остальным, что я могла делать совершенно тупую исполнительскую работу внутри своей книги: сидеть и ссылочки собирать. И это тоже нормально: все равно надо было когда-то делать эту работу.
По материалам уроков курса «Цех № 1»
Обложка: unsplash