Вряд ли найдется много людей, которые никогда не мечтали отправиться в путешествие на борту космического корабля, погулять по поверхности Луны или испытать на себе эффект невесомости. Космос манит тайнами и загадками. В честь Дня космонавтики собрали подборку необычных фактов о первых полетах и жизни на орбите из новой книги астрофизика Луки Перро «Ракета стартует».
Первые животные в космосе
Какое животное оказалось на космической орбите первым? Собака? Обезьяна? Кошка? Правильный ответ — плодовые мушки-дрозофилы. Их полет стартовал 20 февраля 1947 года с американского ракетного полигона Уайт-Сэндс в штате Нью-Мексико на борту ракеты «Фау-2».
Ракета стартует
Почему выбрали именно мушек? Во-первых, ракета могла нести только очень небольшой груз, в нее нельзя было вмонтировать капсулу для более крупных пассажиров (да и не существовало на тот момент подобных капсул).
Во-вторых, у мушек имеется примерно три четверти генов, в которых заключены причины в том числе человеческих болезней. Так что они вполне подходили для того, чтобы проверить, опасно ли для человека космическое излучение.
Бедный Йорик: как имена влияли на судьбу обезьян
После мушек в космос отправились и макаки. Точнее попытались. Альберт I погиб 11 июня 1948 года: он задохнулся в капсуле, не достигнув космоса. Альберт II разбился о землю при возвращении из-за отказа парашютной системы год спустя. Альберт III погиб при взрыве ракеты, а Альберт IV разбился при приземлении.
После четырех неудачных попыток решено было сменить не только ракету и место запуска, но и имя животного. Следующей в космос отправилась обезьяна по имени Йорик и… благополучно вернулась за Землю! Как тут не поверить в совпадения.
Режим дня в космосе
Международная космическая станция за сутки совершает более пятнадцати витков по околоземной орбите, а это значит, что за 24 часа астронавты и космонавты наблюдают пятнадцать рассветов и столько же закатов.
Чтобы справиться с этой проблемой, решено было установить строгий режим, основанный на времени по Гринвичу. Для всех без исключения подъем — в 6:00, в 6:45 — завтрак, в 13:05 — обед и в 19:30 — ужин. А в 21:30 все дружно отправляются спать.
Что такое «созвездие Уринона»
На первых американских космических кораблях было очень мало места. К примеру, туда не помещались туалетные кабины. Поэтому во время полетов «Джемини» и «Аполлонов» мочу астронавтов собирали в пакетики с трубочкой, а потом выливали прямо в космос. Попадая туда, испражнения образовывали мерцающие облачка, которые астронавт Уолли Ширр назвал «созвездием Уринона».
В честь кого назвали Шкалу Гарна
Находиться в невесомости — задача не из простых. Особенно в первые дни: в это время и тело, и мозг должны адаптироваться к условиям, в которых они никогда не оказывались раньше.
Оценивать степень космической болезни принято по шкале Гарна. Свое название шкала получила по имени Джейкоба Гарна. Он был пилотом, полковником ВВС США и сенатором. В частности, возглавлял подкомиссию, которая выделяла финансирование НАСА. Чтобы лично разобраться в необходимости выделения денег, Гарн попросил отправить его в полет на шаттле.
В итоге Гарн прославился как абсолютный чемпион по страданиям от космической болезни: все 167 часов в космосе он страдал от тошноты. Тяжесть его состояния приняли за максимальное значение по шкале, которое равно 1 гарну.
Первая космическая забастовка
В ноябре 1973 на орбиту был запущен корабль «Скайлэб-4». Перед его экипажем стояла серьезная задача: подготовить станцию «Скайлэб» к длительной спячке. График был очень плотным — даже работая по 16 часов в день, астронавты то и дело выбивались из него.
Работать пришлось даже в Рождество. В конце концов экипаж, доведенный до предельной усталости, решил взбунтоваться: 28 декабря командир обратился к Центру управления со словами «Сегодня мы берем выходной». И отключил радиосвязь.
Это официально положило начало первой в мире космической забастовке, которую позже назвали «Мятежом на Скайлэб».
«Она серая и напоминает гипс»
Знаменитые слова Юрия Гагарина «Земля голубая. Это чудо. Красота какая» надолго вошли в историю. Естественно, что к впечатлениям астронавтов Ловелла, Андерса и Бормана, которые первые увидели обратную сторону Луны, было приковано не меньше внимания.
Ловелл, как никто, сумел найти подходящие слова для поддержания всеобщего энтузиазма: «Ну, Хьюстон, она серая. Бесцветная. Напоминает гипс». Андерс в свою очередь попытался внести хоть немного романтики: «Или пляж. Похоже на пляж с серым песком».
По материалам книги «Ракета стартует»
Фото на обложке отсюда