Превыше всего мир искусства ценит самовыражение и силу образа, поэтому внешность художника может быть не менее значима и интересна, чем его творчество.
Терри Ньюман написала книгу, которая рассказывает, как одевались знаменитые художники и как их творчество влияло (и до сих пор влияет) на мир моды.
Будь то мексиканский костюм Фриды Кало или эпатажные выходы Сальвадора Дали, мода — это всегда яркие впечатления. Стильные образы приковывают внимание и дарят эмоции, особенно в праздники. Мы поздравляем вас с 8 Марта и желаем всегда оставаться собой — как делали это герои нашей статьи.
А сейчас расскажем о стиле нескольких знаменитостей.
Непобедимый берет Пикассо
Культовые художники и их стиль
Пабло Пикассо не стоял на месте. Его творчество переходило из одной фазы в другую: художник непрестанно совершенствовал и свое послание миру, и формы, в которые оно облекалось. Бесконечный поиск отражался и в экспериментах с внешним видом.
В 1900 г. Пикассо перебрался из Испании в Париж и в первые годы там жил очень бедно. В те времена его любимой одеждой была «спецовка художника»: залатанный комбинезон, рыбацкий свитер и мешковатая куртка.
Пикассо очень дорожил репутацией серьезного и ответственного труженика искусства. В 1919 г., работая над декорациями к балету де Фальи «Треуголка» в Лондоне, художник влюбился в стиль английского джентльмена. Он покупал костюмы-тройки, которые щегольски носил с декоративными носовыми платками, брогами и котелками.
Пабло Пикассо в мастерской
Пикассо примерял на себя самые разные вещи и образы: оксфордские сумки и стилизованные кепи в духе Скотта Фицджеральда; сексапильные черные рубашки с распахнутым воротом; полосатые футболки, брюки-чинос и эспадрильи; махровые рубашки-поло и шорты 1950-х. Художник легко сочетал полосатые рубахи с брюками в клетку тартан, а в зрелые годы любил разгуливать с обнаженным торсом.
И не только: для забавы художник охотно надевал карнавальные шляпы матадоров, вьетнамские ноны и оперенные головные уборы американских индейцев, часто покуривая при этом сигару.
Берет — любимый головной убор бунтарей, революционеров, интеллектуалов богемного толка. Пикассо доводилось примерить на себя все эти амплуа.
Модель Катуша в вечернем платье по мотивам картин Пикассо из весенне-летней коллекции Ива Сен-Лорана, январь 1988 г.
Много лет модельеров привлекает личность Пикассо и его многогранное творчество. В 1944–1945 гг. знаменитый голливудский дизайнер Гилберт Адриан создал платье под названием «Оттенки Пикассо»; источником вдохновения ему послужили насыщенные цвета и угловатые формы кубистического периода. Сумки с геометрическим узором из летней коллекции Prada 2017 г.; пляжное платье 2012 г. с газетным принтом «Пикассо» от Оскара де ла Ренты; искаженные абстрактные лица на трикотаже от Жиль Зандер того же года; необычный face-art — лица, нарисованные поверх лиц, — на показе осенне-зимней коллекции Jacquemus 2015 г. и многое другое было бы невозможно без творческого наследия Пикассо.
Солнцезащитные «стрекозы» Йоко Оно
Йоко Оно всю жизнь ходит в очках: солнцезащитных «стрекозах», футуристических монолитных очках 1980-х, вайфарерах и круглых тишейдах, которые так любил ее муж Джон Леннон. Смелые произведения и броские наряды Оно лучше всяких слов свидетельствуют о ее неустрашимом характере.
В 1966 г. на выставке в лондонской галерее Индика она покорила Леннона, заставив его влезть на стремянку и рассмотреть в лупу слово «да», написанное на потолке. Три года спустя, в Гибралтаре, пара поженилась; невеста была в белой мини-юбке, гольфах, широкополой шляпе и больших круглых очках, которые почти полностью закрывали ее лицо.
Интерес к одежде как будто у Оно в крови. Во время одного из своих первых перформансов — «Отрежь кусок» в токийском центре искусств Согетцу (1964 г.) — художница выходила к публике в нарядном платье и предлагала искромсать его ножницами. Сейчас, на девятом десятке, Оно предпочитает свободную одежду в стиле унисекс: носит брючные костюмы со шляпой-котелком или кожаные байкерские куртки с прозрачными блузами — и, конечно, неизменными очками.
Любовь к дениму Джексона Поллока
Отстраненная жизненная позиция Джексона Поллока и задумчивая манера в духе Джеймса Дина отражались и в его гардеробе — неизменном сочетании черных или белых футболок с черными или синими джинсами, часто с накинутой поверх заляпанной краской робой и с сигаретой в качестве аксессуара. Его одежда разительно контрастировала с буйством красок на его полотнах, которые удивительно точно передавали сумятицу, царившую в послевоенной Америке, а заодно и в душе самого художника.
Творческое наследие Поллока — разброд, воплощенный в искусстве, а его яркие, ни с чем не сравнимые картины не только стали классикой мировой живописи, но и оставили неизгладимый след в мире моды. Поллок использовал метод деконструкции еще до того, как деконструктивизм стал массовым течением.
Во времена студенчества Поллок любил щеголять в ковбойских шляпах и шейных платках. Этот образ был скорее фантазийным: Поллок боялся лошадей и за всю жизнь не заарканил ни одной коровы. Однако мужественный потертый деним был его любимой тканью, и художник охотно носил комбинезоны Levi’s и джинсы фирмы Lee с их же обтягивающими куртками. Рабочая «униформа» Поллока вдохновляет многие лейблы XXI в., включая M. i. h. и Baldwin, которые создали линейки джинсов, названные в честь художника.
Уникальное художественное ви́дение и мироощущение Поллока открыли искусству новые неизведанные горизонты; его творчество остается неисчерпаемым источником вдохновения для современных кутюрье.
Модель Шалом Харлоу в белом платье с вышивкой ришелье и широким поясом стоит под струями автоматически разбрызгиваемой краски на показе весенней коллекции Александра Маккуина прет-а-порте — 1999. Результат напоминает холст Джексона Поллока
Дизайнеров-радикалов притягивает его абстрактный стиль; он отлично подходит для работы с чистым силуэтом и до сих пор не утратил оригинальности. Дом Margiela создал знаменитые всесезонные кеды «Поллок» с разноцветными брызгами, а в весенней коллекции 2013 г. Том Браун показал серые туфли на высоком каблуке с потеками белой краски.
Кутюрье классической школы тоже обращаются к наследию художника: в 1984 г. Марк Боан создал для дома Dior собственную версию «поллоковского платья», с которого вместо краски струились нити черных бус.
По материалам книги «Культовые художники и из стиль».
Обложка статьи: Художник Кит Харинг на открытии лавки искусств Pop Shop в Нью-Йорке, 1986 год. Фото из книги.