Творчество
Изучаем русское искусство. Три женских образа в живописи
17 февраля 1 469 просмотров
Творчество
Изучаем русское искусство. Три женских образа в живописи
17 февраля 1 469 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Мы долго этого и ждали и вот — вышла новая книга «Главное в истории русского искусства». Ура! Это емкий, понятный и очень интересный путеводитель по русскому изобразительному искусству. Вы узнаете про направления, техники, темы, жанры и, конечно, главные произведения в истории.

А пока расскажем о трех важных картинах русских художников: «Царевне-Лебедь», «Красавице» и портрете Анны Ахматовой.

Царевна-Лебедь

Михаил Врубель: холст • масло • 142,5 × 93,5 см • Государственная Третьяковская галерея, Москва

Весной и летом 1900 года Михаил Врубель (1856–1910) работал над эскизами для оперы Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», премьера которой состоялась в декабре того же года. Партия Царевны Лебеди писалась композитором специально для супруги художника, певицы Надежды Забелы-Врубель.


Главное в истории русского искусства

Однако эта работа не была ни подготовительным эскизом для оформления театральной постановки, ни костюмированным портретом певицы. Михаил Врубель посвятил произведение персонажу сказки Александра Пушкина, по мотивам которой и была написана опера. Художника интересовал и завораживал загадочный образ и двойственная природа Царевны Лебеди.


Wikimedia Commons / Государственная Третьяковская галерея

Врубель изобразил момент волшебного превращения Лебеди в Царевну: ее широко распахнутые крылья, написанные широкими мазками, через мгновение обернутся воздушным подолом платья. Сияние «звезды во лбу» и «месяца под косой» художник передал с помощью блеска жемчужин, изумрудов и прочих драгоценных камней, украшающих плат, кокошник и перстни на руках царевны.

Но в этой чудесной метаморфозе присутствует и темное, почти демоническое начало. Приглушенные, холодные оттенки, серая поверхность воды с оранжевым всполохом предзакатного света, бледность лица героини подчеркивают бесплотность этого таинственного существа, ускользающего от нас вглубь водоема.

Портрет Анны Ахматовой

Натан Альтман: холст • масло • 123,5 × 103,2 см • Государственный Русский музей, Санкт-петербург

В 1910–1911 годах молодой художник Натан Альтман (1889–1970) жил в Париже — там он обучался в частной художественной студии, общался с французской богемой и знакомился с современными течениями в искусстве. В мастерской Амедео Модильяни Альтман встретил Анну Ахматову и сразу же решил написать ее портрет.

Однако приступить к работе ему удалось только спустя несколько лет, когда и Альтман, и Ахматова вернулись в Петербург. Уже известная к тому моменту поэтесса в течение многих недель позировала художнику в его мастерской в мансарде на Васильевском острове.


Wikipedia /Государственный Русский Музей, Санкт-петербург

Портрет написан в оригинальном, узнаваемом стиле Натана Альтмана, сформировавшемся под влиянием кубизма. Пространство картины раздроблено на полупрозрачные пересекающиеся граненые формы, напоминающие узоры калейдоскопа. Все элементы интерьера будто в движении: прерывается линия пола, исчезают ножки табурета, уходит за границы полотна деревянная подставка, на которую опирается модель.

Угловатая фигура Ахматовой выделена интенсивным контрастом синего и желтого, она словно парит над землей. Художник придал ее облику ореол величественности и спокойствия, утонченности и изящества. Ему удалось запечатлеть характерные черты яркой внешности поэтессы, передать ее хрупкость и отстраненность, а также создать образ, который отражает печальные интонации искусства самой Ахматовой.

Красавица

Борис Кустодиев: холст • масло • 141 × 185,5 см • Государственная Третьяковская галерея, Москва

Эту жизнерадостную и полную света картину Борис Кустодиев (1878–1927) написал на пике тяжелой болезни — опухоли спинного мозга, из-за которой художник перенес множество операций, а последние годы жизни был прикован к инвалидному креслу. Тем не менее именно к этому периоду относится «Красавица» — одно из самых ярких произведений, в котором Кустодиев окончательно нашел свой стиль и обрел собственную тему красоты купеческой, провинциальной России.


Wikimedia Commons / Государственная Третьяковская галерея

На работе 1915 года изображена обнаженная красавица-купчиха, только что пробудившаяся ото сна. Неспешно, задумавшись о чем-то приятном, она слезает с перин, постеленных на деревянном расписном сундуке. Коралловое атласное одеяло, лазурные обои и распускающиеся на них алые розы, многоцветие расставленных на комоде глиняных фигурок создают ощущение праздничности и счастья.

Каждая деталь обстановки словно наполнена жизненной энергией и вторит мотивам утреннего пробуждения и начала нового дня. В полном созвучии с интерьером находится и сама купчиха, переживающая расцвет женской красоты. Ее мягкое, пышное тело, золотые волосы, вишневые пухлые губки, румянец на щеках, а также нарядные жемчужные сережки воплощают представление о здоровье и благополучии. Художник лишил красавицу портретных черт — слегка утрируя формы и цвета, он создал собирательный образ «русской Венеры».

Обложка: unsplash

По материалам книги «Главное в истории русского искусства»

Рубрика
Творчество

Похожие статьи