Творчество
Что носили Фрида Кало и Сальвадор Дали? Культовые художники и их стиль
10 февраля 1 539 просмотров
Творчество
Что носили Фрида Кало и Сальвадор Дали? Культовые художники и их стиль
10 февраля 1 539 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

У каждого художника есть свой, узнаваемый стиль, выраженный не только на полотне, но и в образе. Одежда может многое сообщить об эстетике, личной жизни, чувствах, корнях… Взгляните на фотографию Фриды Кало — вы тут же увидите ее темперамент, силу, сущность.

В книге «Культовые художники и их стиль» — исследование уникальных образов художников: от Мондриана и Ива Сен-Лорана до Пикассо и Поллока. Тут более 40 глав, посвященных великим мастерам, и много фотографий. Вы узнаете, чьей визитной карточкой были очки и шляпы. У кого был самый эпатажный стиль. Чей образ называли отдельным произведением искусства.

Книга пока не вышла, так что делимся отрывками из неё. И классными фотографиями.

Фрида Кало



Культовые художники и их стиль

Для чего мне ноги, если у меня есть крылья?
— Фрида Кало. Запись в дневнике, 1953 г.

Творчество Фриды Кало — гремучая смесь фольклора, полусюрреализма и автобиографии. Ее гардероб тоже поражал буйством красок. В ноябре 1938 г. в интервью журналу Vogue художница сказала: «Я понятия не имела, что мои работы — это сюрреализм, пока в Мексику не приехал Андре Бретон и не просветил меня». В этом отношении правота Бретона небесспорна, но, назвав творчество Кало «лентой, повязанной вокруг бомбы», он был блистательно точен.

Ее одежда идеально передавала характер. Кало часто носила традиционный мексиканский костюм: huipil — тунику с квадратным вырезом, расшитую тесьмой, бусами, цветами и камнями, и накрахмаленный головной убор из кружева, обрамлявший ее лицо. В ее нарядах удивительным образом сочетались разные текстуры. Поверх струящейся атласной юбки в пол она могла надеть фартук с рюшами; в косы вплетала пестрые нити и цветы; носила кольца и перстни на всех пальцах.

Однако ее гардероб служил вовсе не для эпатажа: с его помощью Кало подчеркивала свое происхождение и идентичность.

Впрочем, она не ограничивалась традиционным мексиканским платьем и часто экспериментировала с китайскими и южноамериканскими мотивами; любила и шелковые блузы в европейском и американском стиле. Среди самых узнаваемых аксессуаров Кало были солнечные очки формы «кошачий глаз» в золотой оправе, но художница носила их только с китайской блузой, на которой золотыми нитями и пайетками были вышиты драконы.

В 2012 г. в Доме-музее Кало прошла выставка «Внешность обманчива», где впервые был представлен ее гардероб, прежде скрытый от публики по настоянию ее супруга Диего Риверы. В спальне Голубого дома, где художница скончалась в 1954 г., хранились более трехсот нарядов, а также аксессуары и ювелирные украшения. Помимо одежды были показаны расписные гипсовые корсеты — настоящие произведения искусства с затейливыми абстрактными узорами, среди которых, однако, встречаются серп и молот, эмблема коммунистической партии.

В молодости Кало привлекал и подчеркнуто андрогинный образ. Начиная с 1924 г. в семейных альбомах можно найти фото, где она в мужском костюме и с короткими напомаженными волосами. Прическа и костюм часто отображали эмоциональное состояние художницы: когда Диего Ривера завел роман с ее младшей сестрой Кристиной, Кало остригла волосы. В ее дневниках за 1939 г. описан еще один эпизод из их бурной семейной жизни, когда Ривера попросил развода. Фрида снова коротко подстриглась, стала носить мешковатые брюки и пиджаки и, по ее собственному выражению, «сделалась бесполой». Ее представление о себе было изменчивым, но всегда бескомпромиссно честным. Однажды она сказала:

«Самая важная часть тела — мозг. Мне нравятся мои брови и глаза. Остальное мне совершенно не нравится. Голова у меня слишком маленькая. Грудь и гениталии ничем не примечательные. От противоположного пола у меня тоже кое-что есть: усы и черты лица».

В июле 2017 г. на торжественное мероприятие в Музее искусств Далласа пришло до 1500 человек в костюме Кало — отпраздновать 110-ю годовщину со дня рождения художницы и побить рекорд Гиннесса по количеству двойников Кало, собравшихся в одном месте. Чтобы принять участие в торжестве, необходимо было вплести в волосы цветы, надеть юбку ниже колена и красную или розовую шаль и обзавестись «монобровью».

Сальвадор Дали

Сальвадор Дали, сюрреализм и мода едины и неделимы. Подчеркнутая условность сюрреалистического искусства и фантасмагория высокой моды отображают и подпитывают друг друга. На первой иллюстрации, сделанной Дали для журнала Harper’s Bazaar («Грезы о моде», 1935 г.), были представлены «яркие идеи для лета во Флориде».

Художник предлагал читательницам выходить на пляж в коралловых корсетах, масках из роз и блестящих кожаных чулках. Фантазии Дали всегда были обращены в будущее.

Например, в январе 1939 г. журнал Vogue опубликовал его статью под названием «Пророчества Дали». В ней художник предсказывал: «Украшения завтрашнего дня будут заводными, как изысканные механические игрушки. Браслет-змейка поползет по руке; алмазная река будет струиться по шее, броши и заколки будут раскрываться и закрываться, подобно живым цветам».

В 1950 г., когда Кристиан Диор попросил Дали придумать фасон для 2045 г., Дали нарисовал длинное шелковое платье с драпировкой панье, расшитое серебряными солнцами. На бедрах красовались женские груди. В качестве аксессуаров к платью прилагался костыль, обитый темно-красным бархатом, и тюрбан с антенной-усиком во лбу.

Сальвадор Дали родился в испанской Каталонии в 1904 г. и прославился в мадридских кругах людей искусства, будучи студентом Королевской академии художеств св. Фердинанда, где учился с 1922 г. до отчисления в 1926 г. В первые годы столичной жизни Дали отращивал волосы и гулял по мадридским улицам в плаще с пелериной, бриджах, шелковых чулках и с тросточкой. Он всегда любил экстравагантный стиль, но в академии научился сочетать пышность и яркость с элегантной простотой классического кроя и гладкой прической. Такую «униформу» он носил всю жизнь и выглядел в ней как образцовый английский джентльмен. У него была огромная коллекция костюмов — от смокингов до полосатых и твидовых «троек», — которые Дали носил с галстуком и платком в нагрудном кармашке. На этом строгом фоне особенно эпатажно смотрелись его знаменитые усы, спирально закрученные вверх.

В 2017 г., когда тело Дали было эксгумировано для проведения ДНК-экспертизы, выяснилось, что его знаменитые усы целы, невредимы и по-прежнему лихо закручены вверх.

Когда Дали хотелось устроить грандиозный выход, он брался за дело с подлинным размахом. В 1934 г. в Нью-Йорке на прием, который дала в честь художника светская львица Каресс Кросби, он надел «светящиеся груди в бюстгальтере». В 1936 г. в Лондоне он пришел на Международную выставку сюрреализма в водолазном костюме со шлемом; аксессуарами к нему стали бильярдный кий и пара русских борзых. По словам самого Дали, костюм символизировал «погружение в глубины человеческой психики»; однако вскоре художнику стало трудно дышать, и от шлема пришлось избавиться.

По материалам книги «Культовые художники и их стиль»

Подписка на выход книги
Мы напишем вам, когда книга «Культовые художники и их стиль» выйдет в продажу, и дадим на нее скидку
Мы напишем на {{ email }}, когда книга «Культовые художники и их стиль» выйдет в продажу, и дадим на нее скидку

Рубрика
Творчество

Похожие статьи