Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество и хобби
Как писать нескучно: 16 советов про читательский аппетит, плохие метафоры и хорошие тексты
19 ноября 2020 21 365 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Рекомендации начинающим и опытным писателям, копирайтерам, журналистам и всем, кто хочет создавать понятные и обаятельные тексты. От профессионального писателя Энн Джензер и автора книги «Как писать нон-фикшн».

Разожгите аппетит



«Как писать нон-фикшн» — со скидкой 70%

Вот вы сели писать статью или книгу. И первое, что вам нужно сделать, это разжечь интерес читателя. Пусть даже вы пишете о темах, которые далеки от простого человека или не понятны ему. Что делать? Первое — пообещайте ему свежую информацию, которая обострит читательский аппетит. Как выражаются маркетологи, предложите клиенту бонус.


Источник

Пример

Вот как Деннис Овербай в статье для New York Times описывал открытие бозона Хиггса: «Словно Омар Шариф верхом на верблюде, медленно выплывающий из пустынного марева в фильме „Лоуренс Аравийский“, загадочный бозон понемногу выступал из хаоса элементарных частиц. Сигналы, которые он подавал о своем существовании, становились все отчетливей и отчетливей, и вот, наконец, невероятное сделалось очевидным».

Наверняка и вам захотелось еще больше узнать про «божественную частицу»? Значит, описание сработало.

Предложите загадку

Разжигаем любопытство дальше. Укажите читателю на пробел в его знаниях: выделите парадокс, предложите загадку, задайте интригующий вопрос. Только не говорите про какой-то невероятный пробел, а то читатель может испугаться и сбежать.

Астрофизик Марио Ливио пишет о том, как важно найти золотую середину (то самое «яблочко») между тем, что мы знаем, и тем, что еще предстоит узнать: «Нам не особенно интересны предметы, о которых мы или знаем почти все, или не знаем почти ничего. Любопытство обычно просыпается, когда мы знаем немного, но чувствуем, что можем узнать больше». Такой вот небольшой промежуток.

Начните с интересного

Тут все просто: начинайте с интересного. Книга, статья, письмо — неважно. Самая первая и важная ваша задача — завладеть читательским вниманием.

Без любопытства и интереса даже самая блестящая научная часть ничего не стоит: читатель до нее попросту не доберется.

Окно возможности, которое позволяет заманить читателя, очень невелико. Оно открыто ровно столько, сколько нужно времени, чтобы прочесть заголовок и пробежать глазами первые строки.

Можно с середины

Не каждую историю обязательно рассказывать в хронологическом порядке. Иногда даже случай из жизни, начатый с середины, интригует гораздо больше. Подумайте, как можно связать ваш рассказ с читательским опытом или представить в необычном ракурсе.


Источник

Заголовки

Выбирая название для книги или статьи, мы слишком часто пытаемся вместить в него все содержание сразу (мы тоже в МИФе иногда этим грешим). Но самые удачные заголовки не те, что раскрывают суть произведения, а те, что служат приманкой: интригуют и обещают интересное чтение.

Пример

Обратимся к опыту Нила Тайсона — писателя, чьи книги об астрофизике пользуются огромным успехом у широкой аудитории. Одна из его книг называется «Смерть в черной дыре и другие мелкие космические неприятности». Согласитесь, дразнит наше любопытство (и подсвечивает пробел в знаниях) и совершенно точно привлекает внимание. Так как на самом деле убивают черные дыры? Ну-ка, ну-ка, расскажите!

Не пишите как разговариваете!

Писать нужно понятно, но не следует слепо копировать все элементы устной речи. Если точно и буквально перенести на бумагу обыкновенные повседневные беседы, мы увидим, сколько в них повторов, вставок вроде м-м-м и угу, как часто собеседники перебивают друг друга.

Читателям нужна ясность.

Написанные слова складываются воедино и обретают смысл в уме читателя. Попробуйте имитировать тон личной беседы. Так читатель «услышит» ваш голос, как будто вы обращаетесь именно к нему, только без шумов, сопровождающих устное общение.

Тон

Геобиолог Хоуп Ярен пишет в своей книге: «Я приобрела редкий навык: умещать результаты десятилетней работы пяти человек в шесть страничек текста, написанного на языке, которого почти никто не понимает и на котором не говорят нормальные живые люди».


Источник

Вот, пожалуй, главное, что нужно знать о том, как тон следует выбирать. Если вы планируете писать только «для своих», то выбирайте «академическую» манеру письма. Но помните: она предполагает, что читатель уже заинтересован вашей темой. Если же вы обращаетесь к любопытному незнакомцу, то лучше вести с ним беседу в более непринужденном тоне.

4 компонента стиля

Уникальный авторский стиль не дается один раз и на всю жизнь; он складывается из писательского опыта, который вы накапливаете годами, пробуя различные стратегии. У стиля есть основные 4 компонента:

— длина абзаца;

— структура предложения;

— точка зрения (первое, второе или третье лицо);

— лексика (выбор слов).

Например, для академической манеры письма характерны длинные абзацы, сложная структура предложения, нейтральная точка зрения (повествование от третьего лица) и специфическая профессиональная терминология или возвышенная лексика.

Публицистический стиль подразумевает относительно короткие предложения и общеупотребительную лексику, однако сохраняет изложение от третьего лица.

Неформальный, разговорный стиль требует коротких абзацев и предложений, простых и понятных слов (но это не значит «скучных и примитивных»), повествование ведется от первого или второго лица.

Длина абзаца

Длина абзаца влияет на темп и ритм чтения. Короткие абзацы дают читателю возможность осмыслить прочитанное. Разбить длинные смысловые блоки на относительно небольшие абзацы — один из самых легких и быстрых способов упростить манеру изложения.

Длина предложений

Возможно, в школе или университете преподаватели замирали от восхищения, слушая переплетения ваших слов и затейливых риторических конструкций. Но только не сейчас. Сейчас лучше отложить эти навыки в сторону и смириться с тем, что короткие предложения более эффективно передают мысль. Особенно если текст читают с экрана компьютера, планшета, смартфона. Всё.

Выбор слов

Если в вашей речи много специфических терминов, то вы легко можете потерять читателя. Восприятие текста во многом зависит от лексики. Так что старайтесь объяснять или заменять незнакомые слова.

Подчеркните каждый термин у себя в тексте и подумайте: действительно ли он здесь нужен?

— Если термин нужен, снабдите его понятным определением, когда впервые вводите в текст, и сначала используйте в контексте, который поможет уяснить его смысл.

— Если термин не нужен, замените его более знакомым общеупотребительным словом или объясните значение этого термина.

Метафоры

Есть несколько правил работы с метафорами.

— Используйте метафоры и сравнения только там, где они проясняют мысль и подкрепляют высказанный тезис. А не ради красного словца.

— Не забывайте о возможных культурных коннотациях и эмоциональной окраске ваших образов и метафор.

— Не ограничивайтесь зрительным аспектом. Образы, которые напоминают о запахах, звуках или ощущениях, бывают особенно яркими.


Источник

И да, не злоупотребляйте метафорами. Чрезмерная авторская любовь к метафорам может создать комический эффект.

Узнаваемый образ

Меткая метафора — это удача. Она помогает читателю понять текст, но только если ключевой образ метафоры ему уже знаком. Допустим, вы физик и хотите придумать новую метафору для редкого вида компании, чтобы заменить образ единорога. И вот вы пишете: «Эта компания — настоящий бозон Хиггса среди стартапов».

Если читатель знаком с основами квантовой физики, он вас поймет, но всем остальным придется как минимум заглянуть в Википедию. Кроме того, очень немногие могут зрительно представить себе эту частицу. Словом, бозон Хиггса, хоть известное понятие, но как наглядная пояснительная модель сработает только для аудитории физиков.

Скромность

Читатель должен понимать, что вы эксперт и хорошо разбираетесь в теме. Но при этом автор должен быть скромным. Как это?

Если вы хотите, чтобы вас услышали и поняли, важнее быть искренним, чем всегда правым.

Не настаивайте на уважении к себе, уважайте своего читателя и свой предмет. Да, сходить с пьедестала не всегда приятно. Однако скромный и уважительный тон, как правило, приносит отличные плоды. Скромность позволяет сократить дистанцию между вами и читателем, найти общую почву, признать собственное несовершенство.

Юмор

Юмор помогает нам осмыслить неожиданную, непривычную ситуацию. Именно поэтому смех — природный союзник писателя, который пытается объяснить нечто новое и незнакомое. Подобно аналогии, юмор заставляет взглянуть на предмет под новым углом и часто открывает нам глаза на неожиданную истину


Источник

С юмором, так же как и с элементами повествования, лучше начинать понемногу и постепенно расширять зону комфорта.

Самоирония

Самоирония, то есть юмор, направленный на самого себя, — это тоже хорошо. В небольших дозах она подчеркивает нашу человечность, сокращает дистанцию между писателем и публикой. Только постарайтесь, чтобы самоирония не подрывала ваш авторитет. Сосредоточьтесь на качествах, которые не имеют отношения к вашим знаниям и опыту (например, рост), или расскажите историю из юности, когда вы были не так мудры, как сегодня.

По материалам книги «Как писать нон-фикшн»

Обложка отсюда

Похожие статьи