Если вы мечтаете оказаться в Древнем Риме, то вот вам настоящий портал — книга, в которой собрано более 200 предметов из прошлого. От статуй, монет и снаряжения гладиаторов до детской колыбели, табличек с проклятиями и вязаного носка. Принесли вам несколько таких экспонатов — посмотрите на эти простые вещи, за которыми скрывается невероятная история.
Косметический сосуд из раковины Tridacna Squamosa
Ок. 630–580 гг. до н. э.
Музей без границ. Древний Рим
Раковина • Высота: 13,7 см, ширина: 21,7 см, глубина: 11 см • Из Вульчи, Монтальто-ди-Кастро, Лацио, Италия
БРИТАНСКИЙ МУЗЕЙ, ЛОНДОН, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Раковины моллюска Tridacna squamosa, добытые в Красном море, нередко встречаются при раскопках на Ближнем Востоке и в Греции. Раковины находят как в естественном виде, так и в виде художественных изделий. Большинство резных изделий из раковин связано с религиозным культом: в святилищах женских божеств они использовались в качестве приношений. Считается, что традиция их изготовления зародилась в Палестине и Сирии.
Эта раковина была найдена в Вульчи. Ее украшает изображение человеческого лица; на внутренней поверхности раковины вырезаны сфинксы, цветы лотоса и геометрические элементы. Вероятно, раковину использовали в качестве сосуда для хранения косметических средств и других предметов ухода за собой. Точный контекст этой находки неизвестен. Скорее всего, ее положили в женскую могилу при погребении. Это единственная раковина столь тонкой работы, обнаруженная в Западном Средиземноморье, что указывает на баснословное богатство ее владелицы.
Сосуд для благовоний
Начало VI в. до н. э.
Глина • Высота: 11 см, ширина: 6,4 см • Из Вульчи, Монтальто-ди-Кастро, Лацио, Италия
БРИТАНСКИЙ МУЗЕЙ, ЛОНДОН, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Этот сосуд для благовоний найден в Вульчи, но сделали его в Греции, откуда изделие было импортировано в Этрурию. Форма сосуда и роспись, выполненная в ориентализирующем стиле, изображают человека. Благодаря цвету можно рассмотреть все подробности его телосложения: волосы, глаза, рот, соски. Белые точки на лбу обозначают диадему или повязку, аналогичную ожерелью на груди. Антропоморфные сосуды и емкости были довольно популярны, но это изделие исключительно по исполнению. Здесь хорошо проработана форма грудной клетки.
Этрусские серьги с дисками
Конец VI в. до н. э.
Золото • Диаметр: 4,8 см • Из Цере, Лацио, Италия
МУЗЕЙ ГЕТТИ, ЛОС-АНДЖЕЛЕС, США
Эти крупные серьги — превосходный образец искусной работы этрусских ювелиров. На золотом листе расположено шесть розеток, которые окружают центральный диск с выступающим острием. По краю каждая серьга украшена декоративными элементами в виде шести человеческих голов. Розетки выполнены в техниках зерни и филиграни, человеческие головы — в технике выколотки. На обратной стороне серег расположены полые золотые трубки с петлей на конце, которые продевали в проколотые уши и закрепляли заколкой. Подобные серьги часто украшают женские образы на фресках и вазах этого исторического периода.
Рыбное блюдо
Ок. 340–320 гг. до н. э.
Глина • Высота: 4,6 см, диаметр: 13,1 см • Из Апулии, Италия
БРИТАНСКИЙ МУЗЕЙ, ЛОНДОН, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Это блюдо было сделано в Апулии и представляет собой один из лучших образцов краснофигурной керамики италийского производства. Центральную розетку окружают три окуня и три моллюска, изображенные в красном цвете с белыми акцентами. Фон тарелки черный. Техника исполнения греческая, но общий стиль италийский. Изделие наглядно показывает значимость рыбы и морепродуктов для жителей Южной Италии. В центре тарелки углубление — лунка для соуса. Такую форму блюда использовали только греки.
Настенная роспись с изображением Бахуса и горы Везувий
Ок. I в. н. э.
Штукатурка и краска • Высота: 1,3 м, ширина: 0,9 м • Из Помпей, Италия
НАЦИОНАЛЬНЫЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ НЕАПОЛЯ, ИТАЛИЯ
Настенная роспись Дома Столетия в Помпеях — одно из самых известных изображений горы Везувий, сделанных до извержения вулкана. Роспись указывает на особую значимость виноградарства для этого региона. У горы изображена фигура бога вина Бахуса. Его тело покрыто гроздьями винограда и увенчано венком из лоз. Виноград рос на склонах Везувия, благодатная вулканическая почва которого была важным элементом сельского хозяйства. Внизу росписи изображены змея и алтарь, или ларарий, — святилище, посвященное домашним богам.
Портрет женщины, известный как «Европейка»
II в. н. э.
Дерево, краска • Высота: 42 см, ширина: 24 см • Из Египта
ЛУВР, ПАРИЖ, ФРАНЦИЯ
По технике исполнения это типичный фаюмский погребальный портрет, написанный на кедровой доске со следами позолоты. Уникален портрет необычной трактовкой: девушка смотрит вправо, а не на зрителя. Одежда и драгоценности свидетельствуют о ее богатстве: одета она в пурпурную тунику и желтый плащ, скрепленный круглой брошью с большим изумрудом. В ушах — серьги с темными камнями, окруженными жемчугом, в волосах — золотая заколка. Художник применил здесь технику энкаустики — росписи восковыми красками. Когда картина была закончена, ожерелье и серьги украсили золотом. Фаюмские портреты делали из мягкой, податливой древесины, по размеру и форме они должны были соответствовать гробу покойного.
Медальон с портретом Геннадия
Ок. 250–300 гг. н. э.
Стекло и золото • Диаметр: 4,1 см, толщина: 0,6 см • Из Александрии, Египет МЕТРОПОЛИТЕН-МУЗЕЙ, НЬЮ-ЙОРК, США
Портрет молодого человека с густыми курчавыми волосами выполнен сусальным золотом на диске из темно-синего стекла методом наслоения. Скошенные края медальона свидетельствуют о том, что его вставляли в оправу и носили в качестве подвески. Грудь юноши отчасти обнажена, одеяние наброшено на одно плечо. Надпись на греческом языке гласит: «Геннадий, самый совершенный в музыкальных искусствах». Считается, что медальон был наградой за успешное выступление на музыкальном конкурсе.
По материалам книги «Музей без границ. Древний Рим»
Обложка отсюда