Галина Юзефович, Дмитрий Быков*, Александр Генис, Антон Долин*… Если вы давно мечтали поучиться у лучших, вэлком! У нас открывается литературная мастерская: вышло первое непереводное пособие по нон-фикшн.
Что отличает хороший текст от плохого? Как записывать интервью и подкасты? Готовить лонгриды, вести канал в Telegram и монетизировать его? А где найти свой голос и стать заметным? Авторы учебника — критики, писатели, журналисты и филологи. Многие преподают в Creative Writing School, так что эти советы прошли самую надежную проверку — реальными студентами.
Конечно, книга не гарантирует, что вы немедленно станете выдающимся писателем.
Зато практика — очень даже: в конце каждой главы есть упражнения. Хотя ее можно и просто читать — это так же интересно, как беседовать с эрудированным и остроумным человеком.
Литературная мастерская
Не метафоры, а логика
Несмотря на то что классические жанры нон-фикшн (биографии, эссе, травелоги) часто воспринимаются как искусство, всем нам нужны четкие, конкретные методики. Поэтому почти в каждой главе авторы предлагают инструкции, говорят об алгоритмах и важных процедурах, которые необходимы для создания качественных текстов.
Галина Юзефович, Дмитрий Быков, Александр Генис, Ирина Лукьянова, Яна Семешкина, Алексей Вдовин — и это еще не все известные авторы, которые преподают в «Литературной мастерской».
Не стоит бояться, что правила убьют магию слова. Главное — не обилие метафор, а сильные идеи, железная логика и аргументация. Именно они сегодня правят бал.
Как выбрать книгу для рецензии? Совет от Галины Юзефович
Давайте кратко поговорим про выбор книги: этап работы, который наименее заметен читателю. Отбирая из множества книг одну и акцентируя на ней внимание читателя, вы показываете свою профессиональную квалификацию и литературный вкус.
Не все, что вы включите в свой план чтения, окажется достойным рецензии или прочитывания до конца. И да: умение недочитывать — один из важнейших навыков профессионального читателя.
Рецензия вызывает тем больше доверия и интереса, чем яснее читатель видит: автор компетентен, свободно ориентируется в пространстве литературы, а его выбор неслучаен
Отдельно скажем о негативной мотивации для выбора книги. В прошлом само слово «критический» чаще всего означало «разгромный», а эталоном считалась рецензия отрицательная — хлесткая, остроумная и безжалостная. Сегодня же наиболее эффективная форма отрицательной рецензии в нашем перенасыщенном информацией мире — это молчание.
Можно ли посмотреть все фильмы? Совет от Антона Долина
Кино сегодня — самое популярное из всех искусств. А кинокритика — самая востребованная из всех критик. Мир кино стал прозрачным, больше нет экспертов, присвоивших себе право выстраивать иерархию. Теперь у каждого своя иерархия — или вообще никакой.
Антон Долин с книгой Сидни Люмета «Как делается кино»
Да, нельзя представить себе критика, который в 1965 году не смотрел «Сладкую жизнь». Но современный человек, увлекающийся кино, может не знать ни одного фильма Феллини или Чаплина. При этом, вероятно, он знает все про филиппинское, или китайское, или южнокорейское кино, а из итальянского слышал всего два-три имени.
Зачем спорить в подкасте? Совет от Яны Семешкиной
Одна из разновидностей подкастов — ток-шоу: когда группа ведущих разговаривает на заданную тему и, как правило, делает это остроумно и смешно. Главное в этом жанре — постепенно развивать конфликт. Ни в коем случае не соглашайтесь с собеседниками, находите спорные моменты, они помогут сохранить интригу и внимание слушателей до конца эпизода.
Авторы подкаста «Ковен дур». У нас, кстати, скоро выйдет их книга «В голос!» — можете подписаться на уведомление о выходе. Фото взяли тут.
Так, например, в подкасте «Книжный базар» Галина Юзефович и Анастасия Завозова заранее распределяют между собой образы и подходы: академичная филология — и литература для пацанчиков. И хотя в жизни у них схожие взгляды на книги, в подкасте они намеренно выбирают дискуссионные темы и не соглашаются друг с другом.
А авторы подкаста «Ковен дур» при подготовке выпусков никогда не обсуждают шутки и не репетируют, потому что иначе энергетика и спонтанность исчезают — а именно это слушатели и любят.
Для всех, кто пишет и читает
«Литературная мастерская» — книга, которую нужно читать всем, кто пишет: журналистам, блогерам, копирайтерам. Тем, кто работает с текстами давно, и тем, кто только делает первые шаги. И она точно понравится любителям качественного нон-фикшна: ее просто приятно читать.
Что ещё в книге:
- Ищем узор и аттрактанты с Дмитрием Быковым
- Как найти «смысловой центр»: эссе об эссе Александра Гениса
- Рецепт хорошего расследования-биографии от Алексея Вдовина
- «Каждый журналист — Шахерезада». Про лонгриды с Александром Горбачевым
- Как завести Telegram-канал: советы от создателя канала «Хемингуэй позвонит»
Авторы «Литературной мастерской» раскрывают тайны ремесла. Их каждый постигал на собственном опыте. А теперь их узнаете и вы. Кажется, это отличный способ провести свой учебный год.
P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку по творческим книгам. Будете первыми узнавать о скидках и получать самые-самые отрывки из книг. Мы присылаем только самое интересное.
Обложка: unsplash
*Признаны иностранными агентами