Творчество
Главное — не прогневать богов. Как греческие и римские мифы создали наш мир
30 сентября 1 316 просмотров
Творчество
Главное — не прогневать богов. Как греческие и римские мифы создали наш мир
30 сентября 1 316 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Мы ждали, мы готовились, мы мечтали. И вот она — третья книга про мифы! В этот раз будем говорить о легендарных греческих и римских историях. О титанах, сиренах и эриниях, о Зевсе, Афродите и Немезиде, о Троянской войне, Гомере и Еврипиде. Вы увидите, как появился мир — от Хаоса до Космоса, заглянете на Олимп и отправитесь в странствия вместе с Гераклом и Одиссеем.

Книгу написал доктор Филипп Матышак — британский ученый и обладатель докторской степени Оксфорда по истории Рима. Книга вышла невероятно увлекательной и остроумной. Матышак пересказывает и хлестко комментирует мифы, а заодно объясняет, как сюжеты античной мифологии повлияли на искусство и культуру — от живописи Ренессанса до современной оперы, литературы и кино.

Но главное — не прогневать богов. Почему? Сейчас все расскажем.

О природе богов



Греческие и римские мифы

С точки зрения греков и римлян, не верить в богов было все равно что не верить в гравитацию, падая с крыши, — странная позиция, оторванная от реальности. Например, если посадить семя в землю, то оно прорастет. Мы называем это проявлением генетической программы. Греки же считали, что это проявление Деметры. Растение будет расти вне зависимости от того, верим мы в то или в другое.

Боги — организующий принцип. Вы убираетесь в комнате и расставляете безделушки — точно так же работает Зевс: для него мироздание — как собственная квартира.


Существование богов не зависело от того, верите вы в них или нет. Источник

При этом греческие и римские мифы нужно считать не собранием суеверий, а настоящей системой верований, изучать которую жуть как увлекательно.

Нас, людей, обычно интересует именно человеческая сторона античных богов, ведь именно ее древние люди винили в большей части случайного зла, которое является печальной, но неотъемлемой частью жизни.

Вселенная создана Любовью

Не было моря, земли и над всем распростертого неба,
Лик был природы един на всей широте мирозданья —
Хаосом звали его. Нечлененной и грубой громадой,
Бременем косным он был — и только, — где собраны были
Связанных слабо вещей семена разносущные вкупе…
— Овидий, Метаморфозы, книга I, стр. 5–10

Сначала все было Хаосом. Время, вселенная, земля, небеса и воды — все существовало вперемешку. Хаос был безграничен и темен — зияющий провал, куда вечно падали спутанные элементы, из которых потом возникнет мир.

Именно здесь, в неведомом пространстве, до того как возникло время, начали приобретать форму определенные силы, ставшие первыми организованными сущностями во вселенной.

Это большая четверка: Эрос (Любовь), Гея (Земля), Тартар (противоположность Геи) и Никта (Ночь). Каждое создание из тысяч и тысяч богов произошло именно от них.


Версия Гесиода о сотворении мира (именуемая «Теогонией») — не единственная, но самая широко признанная

Первым возник из Хаоса протобог Эрос (Любовь). Изначальный Эрос был могущественной силой, вероятно даже величайшей из всех, ибо без Эроса другие существа, возникшие из Хаоса, остались бы неизменными, вечными, но бесплодными. Эрос воплощал не только любовь, но и сам принцип размножения.

Позже Эрос передал работу другим божествам и превратился в милого Купидона. Однако нам следует помнить, что вся вселенная была создана Любовью.

Троя существовала

Читать о Троянской войне безумно интересно. Там есть икона красоты — Елена, отвага, жестокость, множество героев и злодеев и к тому же — знаменитый деревянный конь. Веками Троя считалась легендарным городом, даже менее реальным, чем Камелот короля Артура.

В XIX веке Генрих Шлиман выяснил, что город действительно существовал и его развалины скрываются в северо-западной части Турции, известной как Гиссарлык.


Елена Троянская, прекраснейшая из смертных, была дочерью Зевса и Немезиды. Источник

Раскопки показали, что Гиссарлык — это на самом деле множество городов, каждый из которых строился на руинах предшественника. Так какой же по счету была Троя Париса и Гектора?

Археологи теперь считают, что самый вероятный кандидат — город со скучным названием Троя VII-A, где удалось обнаружить следы крупных разрушений и огромного пожара.

Как возник Млечный Путь

Гера, богиня старейшая, отрасль великого Крона…
— Гомер, Илиада, песнь V, стр. 171

Гера была царицей богов и верной женой Зевса. А вот её супруг особой верностью не отличался: у Зевса было много интрижек и много детей. Один из них — Геракл (у римлян Геркулес), которого Гера свирепо преследовала, несмотря на то, что его назвали, возможно в попытке умилостивить богиню, «прославленным Герой».


Картина Рубенса «Происхождение Млечного Пути». Источник

Согласно одному мифу, Зевс обманул жену, заставив ее покормить грудью крошку Геракла, чтобы он стал подобен богам. Когда Гера узнала об обмане, она в ярости оторвала ребенка от груди, оставив на небе брызги молока, которые с тех пор называются Млечный Путь. Это происшествие впоследствии изобразил Рубенс на картине «Происхождение Млечного Пути».

Аид (Гадес), планета и собака Плуто

…Вдруг раскололась широко
Почва Нисийской равнины, и прянул на конях бессмертных
Гостеприимец-владыка,
сын Кроноса многоименный.
— Гомеровский гимн к Деметре, V

Аид (у римлян Гадес) был беспристрастен, редко поступал несправедливо и, безусловно, не считался злым. Царство Аида не было ни адом, ни Тартаром. Оно было чем-то таким, что Аид создал для себя, и Тартар в нем — глубочайшая яма, предназначенная для титанов и людей, которые чем-то особо отличились.


Гадес, сумрачный повелитель подземного мира. Иллюстрация из книги

Аид был мрачной фигурой, к нему мало кто хотел обращаться (а кто обращался, тот вне зависимости от причины призывал его, стуча ладонями по земле). Поскольку под его покровительством оказывалось множество душ, бога именовали Плутосом, «богатым»: так его и переняли чрезвычайно суеверные римляне.

В современном мире образ бога мутировал, его имя вначале получила планета, а затем — смешная мультяшная собака Плуто (кто бы мог подумать!)

Зачем читать мифы сейчас

Мифы обладают такой силой и так глубоко укоренились в нашем сознании, что никогда не исчезают из виду. Они вдохновляли и вдохновляют художников, скульпторов, композиторов и писателей. В книге рассказано о жизни каждого мифа после Античности и описано множество аллюзий, всплывающих в нашей жизни.

Вы узнаете, какие, как мы используем выражения и предметы, связанные с древними богами, — зачастую даже сами этого не осознавая.

Например, сила титанов дала имя очень прочному металлу титану и кораблю «Титанику». Богиня земли Гея подарила нам географию и геофизические науки и имя Георгий — в честь земледельцев, которые обрабатывали землю («гэ-оргос»). А психологи, получившие название профессии от имени мифической царевны Психеи, обращаются к архетипам из мифов, когда говорят про эдипов и нарциссов комплексы.

Что ещё в книге:

  • Почему Аполлон — самый человечный из богов
  • Время пожирает всех своих детей, или зачем Кронос съел своих отпрысков
  • Бобер и куча сладостей: братья Елены Троянской
  • Пандора, «Аватар» и «Титаник»
  • (Не)похищение Персефоны: как ПИрифой решил жениться на женщине Аида

У мифов много целей: они показывают, как понимали мир древние люди, и позволяют пережить нам немало приключений. Но главная суть — в том, чтобы привнести человеческие ценности в капризную вселенную. И сегодня, когда мы порой сталкиваемся с несправедливостью, классические мифы не теряют своей актуальности.

P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку по творческим книгам. Будете первыми узнавать о скидках и получать самые-самые отрывки из книг. Мы присылаем только самое интересное.

Обложка: unsplash

Рубрика
Творчество

Похожие статьи