Творчество
Тайные знаки Ботичелли, яблоки Сезанна и писсуар как арт-объект: изучаем историю искусства
26 сентября 960 просмотров
Творчество
Тайные знаки Ботичелли, яблоки Сезанна и писсуар как арт-объект: изучаем историю искусства
26 сентября 960 просмотров

Дарья Гордеева
Дарья Гордеева

Если спросить случайного прохожего, что посмотреть в его родном городе, в пятерке рекомендуемых мест наверняка окажется художественный музей. Чем так привлекает нас искусство? У художника Сьюзи Ходж есть ответ на этот вопрос. Искусство, считает она, — это ключ к пониманию всей истории человечества и универсальный язык, понятный в любой точке мира.

Хотите заговорить на нем свободно? Перестать скучать, переходя из одного музейного зала в другой? Понять, в чем секрет улыбки Моны Лизы? И чувствовать себя уверенно в разговоре, где звучат имена Микеланджело, Матисса или Энди Уорхола?

Тогда встречайте наш бестселлер — «Главное в истории искусств». Это нескучный путеводитель по 200 произведениям. Все равно что сходить в музей. Только не выходя из дома.

Таланты и поклонники

Существует легенда о том, как однажды император Карл V наклонился, чтобы поднять кисть, выпавшую из рук Тициана. Эта история отлично описывает, каким уважением пользовались художники в Эпоху Возрождения.

Самые влиятельные люди того времени считали за честь покровительствовать кому-то из художников. Семья Медичи, к примеру, регулярно заказывала произведения у Сандро Ботичелли. Тот не оставался в долгу и добавлял на картины скрытые «комплименты» заказчикам. Взгляните, к примеру, на украшения танцующих Граций со знаменитого полотна «Весна» — все они выполнены в цветах семьи Медичи.

В книге Сьюзи Ходж, историка искусства и художника, автора биографий Моне и Ренуара, — много таких историй. Она исследует 200 ключевых работ, от наскальной живописи до инсталляций XXI века. А затем связывает их с разделами художественных направлений, жанров и техник. Все просто и понятно.

«Я удивлю Париж яблоком!»

А вот еще история. Жанр натюрморта стал популярен в Европе в конце XIX — начале XX века, когда состоятельные граждане стали покупать их для украшения домов. Но Поль Сезанн использовал натюрморт как поле для экспериментов — именно ему приписывают фразу «Я удивлю Париж яблоком!».

Удивляться действительно было чему. Давайте посмотрим на картину «Натюрморт с луковицами». Казалось бы, ничего особенного: хаотично разбросанный по столу лук и бутылка вина.

Но если присмотреться, мы заметим, что все объекты изображены с разных точек. Край стола показан сбоку, поверхность — сверху, луковицы лежат под разными углами. А нож на краю стола создает иллюзию глубины. Это было весьма свежо.

Точечный удар

В середине XIX века химик Мишель-Эжен Шеврёль выдвинул теорию о том, что наше восприятие цвета зависит от соседних цветов. А самых ярких эффектов можно добиться, соединяя цвета, которые находятся напротив друг друга на цветовом круге.

Эту идею взял за основу неоимпрессионист Жорж Сёра. В своей работе «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» он изобразил парижан, отдыхающих на берегу Сены.

Все фигуры здесь прорисованы с помощью крохотных точек чистых цветов, без использования черного и серого. Когда мы смотрим на картину, цвета смешиваются на сетчатке нашего глаза, создавая поразительный эффект. Этот метод позже стали называть пуантилизмом.

Концептуально или непристойно?

Знакомьтесь, «Фонтан» Марселя Дюшана. Да, вам не показалось, это обычный писсуар. И да, это тоже произведение искусства. Точнее — первый пример реди-мейда, простого предмета, созданного для другой цели, но представленного как предмет искусства.

Таким нехитрым образом Дюшан хотел показать: идеи в искусстве важнее, чем мастерство.

Традиционное искусство — куда интереснее, чем нам кажется. А многое из того, что сейчас видится обычным, когда-то тоже шокировало и возмущало публику.

Об этом в книге тоже пойдет речь. Минимализм и концептуализм, перформанс и поп-арт — все эти направления возникли не просто так, а в ответ на вызовы времени и потребности общества.

Что еще в книге:

  • Навстречу подсознательному, или Зачем символисты записывали свои сны
  • Memento mori. Черепа, свечи и разбитые сосуды на картинах голландских художников — что они означают?
  • «Рисование ножницами». Правда ли, что Пикассо изобрел коллаж?
  • Эффект сфумато. Почему Леонардо да Винчи предпочитал писать картины на закате
  • «Капель» Поллока. Как консервные банки помогали художнику творить

Подлинное искусство — сложное удовольствие. Чтобы его познать, придется приложить усилия. Но вы точно будете вознаграждены: новыми впечатлениями, смыслами и культурными кодами, понятными на любом языке.

P.S. Хотите узнавать о самых интересных книгах по творчеству и получать скидки на новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку. В первом письме — подарок.

Рубрика
Творчество

Похожие статьи