Неочевидно
Тот, кто похищает у вас один месяц в год
15 августа 2 692 просмотра
Неочевидно
Тот, кто похищает у вас один месяц в год
15 августа 2 692 просмотра

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Из-за новостей нам приходится нести непомерные расходы. Поглощая новости, мы бездарно тратим свое время — причем сразу по трем направлениям. Рассказываем, как это происходит, продолжая знакомить вас с книгой «Без новостей». Предыдущую статью можно почитать здесь.

Время сквозь пальцы

Во-первых, вы тратите время на потребление самих новостей — пока вы их читаете, слушаете по радио или смотрите по телевизору, отслеживаете на своем компьютере или водите пальцем по экрану смартфона.

Во-вторых, это время, которое тратится на обратную фокусировку внимания, так называемый период переключения: минуты, потраченные на возвращение к прерванному делу, к тому, чем вы занимались, пока не отвлеклись на новости.


Без новостей

В-третьих, новости мешают сосредоточиться еще много часов после того, как вы их проглотили. Впечатляющие сюжетные истории, картины и образы, как привидения, долго будут возникать в вашей голове, вновь и вновь прерывая ход мысли.

1 месяц в год

Устроим небольшой подсчет. С утра вы листаете газету, в обед слушаете выпуск новостей по радио, а вечером смотрите «Новости дня». Добавьте короткие гастроли по любимым новостным сайтам, когда вы немного устали от работы и позволяете себе маленькую паузу. Не забудем и невинные заглядывания в ленту новостей в соцсетях, когда вам хочется погладить себя по голове, «наградить» за хорошую работу.

Исследовательский центр Pew — американский Институт общественного мнения — подсчитал все это время: получилось от 58 до 96 минут в день. Прибавим к этой сумме время на обратную фокусировку внимания. Где вы остановились в своей работе? Чем собирались заняться до того, как увлеклись новостями? И добавим время на обдумывание истории и переваривание впечатлений. Теперь это минимум полтора часа в день.

Не слишком ли много? За неделю вы теряете рабочий день. При самых скромных подсчетах — месяц в год. Скажем, у человека, не увлекающегося новостями, двенадцать месяцев, а у вас (если вы интересуетесь новостями) остается всего одиннадцать.

Какие ценности вы получаете за это время? Вы в центре событий, но лучше ли понимаете, что происходит вокруг?

Улучшили ли вы свою компетенцию в профессиональной сфере? Научились ли принимать более разумные решения? Легко ли вам сосредоточиться? Способны ли вы теперь чаще наслаждаться душевным покоем?

В глобальном масштабе

В глобальном масштабе потери времени огромны, просто неохватны. Вспомним теракт в Мумбае в 2008 году. Преступники в стремлении продемонстрировать свою важность и значимость убили двести человек. Вообразим: около миллиарда человек уделили в среднем по часу внимания этой трагедии. Эта оценка вполне реалистична, поскольку население одной только Индии уже составляет миллиард человек. Но и многие из вас наверняка отслеживали, как разворачивается драма. Будем, однако, считать с осторожностью. Пусть всего миллиард человек просидели у телевизора по одному часу. Это совокупно уже миллиард часов, или сто тысяч лет.

Продолжительность жизни в среднем по всей Земле составляет 66 лет. Если рассуждать в экономических категориях, на потребление этой новости было потрачено две тысячи человеческих жизней — в десять раз больше, чем жертв от самого теракта.

Информация стала сегодня неограниченным ресурсом — в отличие от возможностей нашего внимания. Почему же вы так безответственно распоряжаетесь им? Ведь в отношении собственного здоровья, своей репутации и своих денег вы совсем не так расточительны. Этот факт еще две тысячи лет назад повергал в удивление Сенеку. По словам великого философа, мы скупы в вопросе денежных трат, но время расходуем максимально расточительно.

Время — это единственный дар, в распоряжении которым уместна скупость.

Мыльные пузыри

Новости ничего не разъясняют. Они не способны что-то растолковать. Краткие новости — как крошечные мыльные пузырьки, возникающие и лопающиеся на поверхности большого и сложного мира.

Тем абсурднее выглядят старания журналистов излагать факты максимально корректно. Эти факты по большей части всего лишь побочные явления или следствия каких-то глубоко запрятанных причин.

Даже если вы ежедневно проглатывали самые срочные сообщения о войне в Сирии и просматривали снимки с места событий, вы не стали разбираться лучше в этой войне. Наоборот. Чем больше картинок и вестей с фронта вбивают в вашу голову, тем меньше вы будете понимать, что там творится и почему.

И производители новостей, и их потребители оказались во власти общего заблуждения: перечисление фактов путают с выявлением причинно-следственных связей, определяющих принципы функционирования мира.

«Факты, факты и еще раз факты» — кредо почти всех предпринимателей в новостной индустрии. Оно уводит нас в сторону и заводит в тупик. А нам нужно понимать, как устроены механизмы, определяющие причины происходящего. И исследовать «моторное отделение», производящее новые события и явления.

Связать точки

К сожалению, до обидного мало журналистов, способных разъяснять причинно-следственные связи. Отчасти это объясняется тем, что процессы в основе важных культурных, духовных, экономических, военных, политических и экологических событий на первый взгляд не видны. Такие события слишком сложны: они комплексны, нелинейны и не очень удобоваримы для нашего мозга.

Поэтому производители новостей решили ограничиться самыми легкими для понимания публикациями: анекдотами, скандалами, историями вокруг знаменитостей и описаниями катастроф. Производство и распространение таких материалов не требует больших затрат: они привлекательны, аппетитны, легко схватываются и перевариваются.


Тем редким журналистам, которые хорошо разбираются в механизмах «машинного отделения» и могли бы кое-что объяснить читателям, теперь нет места в новостях. На такую работу и времени не хватает. По той простой причине, что масса читателей предпочитают единственной длинной и умной статье десяток мелких пустышек. Десяток нанизанных друг на друга трескучих скандалов привлекают больше внимания — и приносят больше доходов от рекламы, — чем один интеллектуальный текст такого же объема.

Возможно, вам с детства знакомы книжки с загадками и головоломками, где на пустых страницах проставлены только номера и точки. Задача в том, чтобы связать точки в определенную последовательность. Лишь после этого становится понятно, о чем речь.

Новостные сообщения — такие же точки; только никто не желает потрудиться правильно соединить их и найти ответ на загадку. И независимо от количества потребляемых новостей суть событий остается невидимой и непонятной.

Подготовлено по книге «Без новостей».

Рубрика
Неочевидно

Похожие статьи