Летом так хочется запечатлеть больше прекрасного. Например, цветы! Только представьте: охапки пионов, глициний и полевых маков, композиции из диких роз, ирисов и ежевики. Целый сад акварельных шедевров, в котором захочется провести лето.
Хотите научиться? Тогда ловите советы, как нарисовать потрясающие букеты акварелью, — из новой книги «Цветочные акварели Венди Тейт». В ней не только много полезностей, но и море цветов.
«Балерина» и «кордебалет»
Цветочные акварели Венди Тейт Композиционный центр — самый важный элемент картины, который должен притягивать взгляд. Цветок в центре композиции Венди Тейт называет «балериной», а окружающие цветы, листья и другие элементы — «кордебалетом». По сравнению со «звездой» всё второстепенно. Направить взгляд в композиционный центр помогают линии: например, стебельки, травинки и веточки.
Найти «балерин» на этой картине несложно: здесь одна группа цветов. Глаз определяет самый нижний цветок как композиционный центр из-за темного фона, который оттеняет его и будто выталкивает вперед.
Поместите в центр цветки иного цвета или используйте контрасты: глаз притягивает игра цвета. Размер и степень детализации тоже важны. Сделайте «балерину» крупнее, чем другие цветы и элементы картины: это поможет привлечь к ней внимание.
Размер цветков направляет взгляд
Есть несколько способов задать направление взгляда, изучающего картину. Это, во-первых, размер цветков, а во-вторых, тщательный подбор тонов вокруг центра. В грамотной композиции первое сочетается со вторым.
Вот примеры того, как грамотная композиция направляет взгляд. Оранжевая линия — путь, по которому он движется.
Цветки в композиционном центре самые крупные; они притягивают взгляд. Самые темные тени и самые светлые блики задают структуру, поэтому здесь они есть в центре.
Важно помнить
• У картины может быть только один композиционный центр.
• Самые крупные цветки — всегда композиционный центр.
• Источник света должен быть единым для всех теней и бликов
• Не важно, слева или справа композиционный центр. Объект сам подскажет, куда его поместить.
• Размещайте главные цветки относительно низко, чтобы наверху осталось достаточно места.
Цветы в «медальонах»
Форма и ориентация листа помогут наиболее выигрышно показать цветы. Для цветов, которые в природе разрастаются вширь, лучше подойдет альбомная ориентация, а для высоких и стройных (например, тюльпанов) — книжная.
Как цветы растут, так и нужно их рисовать.
Мелкие невысокие цветы — анютины глазки, примулы, крокусы — хорошо выглядят в круге, который побуждает рассмотреть детали. И очень интересно смотрятся в виде небольших круглых медальонов.
Идеальный зеленый
Получить нужный оттенок зеленого нелегко. В идеале зелень создает естественный фон, на котором выигрышно смотрятся цветы. Не пишите массами зеленого: разбивайте темный тон более светлыми областями или мелкими цветами. Если зелень очень темная, ее должно быть совсем немного.
Венди пишет: «Обычно я смешиваю зеленые тона, добавляя в лимонный желтый капельку индиго». Если взять больше, краска станет темнее. Помните: чем темнее тон, тем гуще краска. Чтобы сделать краску насыщеннее, нужно добавлять оба компонента: лимонный желтый и индиго.
Другие способы смешивания зеленого
В особых случаях можно добавлять и другие цвета.
• Весенние листья: базовая смесь лимонного желтого и индиго выглядит свежо и как нельзя лучше подходит для весенней зелени.
• Летние листья: гуммигут в сочетании с индиго и зеленым травянистым отлично передает летнюю зелень.
• Осенние листья: идеальную основу сочной осенней зелени составляют хинакридон золотой и индиго.
• Зимние листья: базовая зелень с большей долей индиго прекрасно подходит для изображения холодной зимней листвы.
Белые цветки и негативное пространство
Изображать белые цветы особенно сложно. Как написать их на белом листе? Ответ прост: никак. Мы не пишем цветы, а обозначаем края их лепестков с лежащими на них крошечными тенями, а на освещенных участках остается белая бумага. Мы обрисовываем силуэт цветка, закрашивая фон вокруг него, но не сам цветок. Такой приём называется рисованием негативного пространства или рисованием контрформы.
Для прорисовки цветов используйте линер с чернилами. Изображение станет четче: это поможет передать ощущение свежести.
Запас высоты
Приступая к картине, мы не всегда оставляем достаточно места для всех элементов. Распространенная ошибка — размещать крупные цветки слишком высоко, не предусмотрев пространства для более мелких цветков и листьев. Часто это происходит, когда мы изображаем цветы в вазе.
Лучше начинать писать крупные цветки в нижней части листа, а если ваза высокая, на картине сделать ее покороче.
Фоны
Непросто решить, нужен ли картине фон. Помочь могут сами растения. Красная роза или яркий подсолнух достаточно «весомы» даже для белой бумаги, а нежным и бледным лепесткам нужен фон, который их оттенит. Если вы рисуете полевые цветы там, где они растут, то фон из травы, листьев или кустов поможет создать нужное окружение и передать атмосферу.
Эти две картины со схожими группами цветов демонстрируют два разных, но одинаково перспективных подхода к фону. На первой его нет, на второй — есть.
Готовя фон, выбирайте разбавленные, светлые оттенки, поверх которых легко положить другую краску. Лучше всего подходит техника «мокрым по мокрому».
Ещё больше советов, разбор ошибок, а также подробные мастер-классы — в книге «Цветочные акварели Венди Тейт»
Обложка: unsplash