В прошлом году мы запустили важное для нас направление — молодежную прозу. Многие из наших книг — тех, что уже вышли, и тех, что скоро выйдут, — написаны в жанре романа взросления. Но чем романы взросления отличаются от обычного янг эдалта? Что же в них такого особенного и почему их можно читать в любом возрасте? Давайте разбираться.
Что такое роман взросления
Роман взросления — это произведение, в котором герой сталкивается с определенными жизненными ситуациями (обычно непростыми, но иногда и вполне бытовыми), задается сложными «философскими» вопросами, духовно взрослеет, обретает себя и выходит из сюжета немного новым, более зрелым человеком.
Это вполне традиционный жанр. Писали такие романы всегда, но сам термин, который звучал как «роман воспитания», придумали только в 1820-м году. Классическими образцами этого жанра можно назвать «Киропедию» Ксенофонта, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, «Годы учения Вильгельма Мейстера» Гёте.
Обложка книги «Годы учения Вильгельма Мейстера» Гёте. Источник
Правда, романы взросления, написанные до XIX века, имели одно большое отличие: герой в таком произведении обычно представлял собой уже сформированную личность, вокруг которой происходили некоторые события. А вот начиная с XIX века, писателям стало интереснее создавать неидеальных персонажей и показывать, как жизненные передряги и испытания меняют человека. Образцами жанра можно назвать «Жизнь Дэвида Копперфильда» Диккенса, «Детство», «Отрочество» и «Юность» Толстого, «Обыкновенную историю» и «Обломова» Гончарова, «Будденброки» и «Волшебную гору» Томаса Манна.
Обложка книги «Жизнь Дэвида Копперфильда» Диккенса. Источник
Примерно в таком виде роман взросления дошел и до нас. Среди современных образцов романов взросления — конечно, «Над пропастью во ржи» Сэлинджера, «Повелитель мух» Голдинга, знаменитый «Щегол» Донны Тартт.
Обложка книги «Повелитель мух» Голдинга. Источник
Не только для подростков
Важно понимать, что романы взросления пишутся не только для подростков и про подростков. Да, раньше героями романов взросления, как правило, были юноши и девушки.
Поэтому героями романов взросления могут стать люди любого возраста. От подросткового периода — до пожилого: об этом, например, написаны романы Фредерика Бакмана «Вторая жизнь Уве» и «Здесь была Бритт-Мари».
Как понять, что перед вами хороший роман взросления
Как мы уже говорили, и писателям, и читателям интересны неординарные персонажи, совершающие ошибки, ищущие себя, сомневающиеся и неидеальные. То есть похожие на обычных людей. Если вы читаете роман взросления, то попробуйте понять: интересно ли вам наблюдать за жизнью героя? Насколько его проблемы созвучны проблемам реального человека? Хочется ли ему верить, сочувствовать? Насколько правдоподобна мотивация его поступков, не кажутся ли обстоятельства надуманными или слишком примитивными?
Обложка романа «Над пропастью во ржи», который стал важной книгой для многих читателей. Источник
Если при прочтении возникает чувство, что «Уж я бы точно с этим справился», вопросы типа «А в чем его проблема-то?», то это плохой роман взросления. И наоборот, эмпатия по отношению к персонажу — обнадеживающий знак.
Романы взросления в МИФе
А сейчас расскажем о романах взросления, которые есть у нас в МИФе.
Беспокойные
Роман о роли семьи и поиске дома. Автор Лиза Ко рассказывает о взрослении своего героя Деминя — молодого человека с китайскими корнями, который гадает, почему его бросила собственная мать. Тонкое психологическое исследование того, что составляет основу нашей личности (в какой мере это семейные корни, в какой — полученные в детстве травмы, а в какой — наш личный выбор).
Книгу перевел Сергей Карпов, благодаря которому российский читатель открыл для себя «Бесконечную шутку» Дэвида Фостера Уоллеса. Так что за качество передачи авторского замысла ручаемся.
Милый Эдвард
Книга, которая растопила сердца всех МИФотворцев. И мы не одиноки: трогательная история об Эдварде взорвала книжные чарты, а права на издание купили (еще до публикации на языке оригинала!) больше 20 стран! Юноша, оказавшийся под прицелом телекамер как единственный выживший при крушении самолета, разбирается в собственных чувствах, а мы наблюдаем не только за его взрослением, но и за историями других пассажиров, для которых рейс 2977 стал последним.
Это книга о том, что делает нас людьми. О том, как разбитое сердце постепенно снова учится любить. О том, что в момент, когда мы теряем все, с нами остается надежда, которая помогает идти дальше. Об исцелении, которое почувствует раненая душа, перевернув последнюю страницу.
На что способна умница
Представьте: Великобритания, начало ХХ века. Общество возмущается: кто эти женщины, которые выходят на улицу и требуют право голоса? Как им не стыдно? Женщинам полагается заниматься домашним очагом, не спорить и быть умницами.
Эту книгу мы выпустили специально к 8 марта. Здесь юные, но сильные героини борются за права, следуют за мечтой и ищут собственный путь — вопреки предрассудкам. Девушки попадают в водоворот событий: митингов, стычек с полицией, Первой мировой войны. Это исторический роман, лишенный ветхой пыли. В нем актуальные проблемы и живые, ищущие, похожие на нас героини.
Запахи чужих домов
Книга о четырех подростках, которая наверняка станет классикой среди романов взросления. Край земли. Аляска. 1970 год. Морозные полярные ночи и бесконечные полярные дни; охота на оленя, рыболовецкие лодки и скользкие носы косаток — на этом фоне проходит детство четырех героев. Самая колоритная из наших художественных книг, входит в персональный ТОП-3 книг, которые сохранит для своих внуков шеф-редактор МИФ.Прозы.
Лишь краткий миг земной мы все прекрасны
Дебютный роман молодого, но уже известного вьетнамо-американского поэта Оушена Вонга. Это письмо от сына к матери, которая не умеет читать. Вспоминая собственное детство и взросление, герой переосмысливает историю семьи, переплетенную с трагическими событиями Вьетнамской войны.
Нам кажется, что это самое сильное и вместе с тем самое интимное высказывание о силе слов и бессилии молчания, о желании жить и о чувстве прекрасного, которое всегда с тобой, несмотря на боль. Выйдет в МИФе к началу осени и обещает стать главной гордостью молодой редакции.
Почему важно читать романы взросления?
Читая глубокие и многогранные книги, мы учимся глубоко сопереживать, думать самостоятельно, много рефлексировать. Сомневаться, не понимать, задавать вопросы без однозначного ответа. Находить вдохновение в сложном. И выстраивать моральные ориентиры, исходя из многообразия жизни. В любом возрасте.
Обложка отсюда