Творчество
Женщины в искусстве: богема, драма и гроб с картинами
11 мая 1 151 просмотр
Творчество
Женщины в искусстве: богема, драма и гроб с картинами
11 мая 1 151 просмотр

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Серия писателя и финалистки Пулитцеровской премии Мэри Габриэль «Женщины Девятой улицы» — одна из самых значимых в МИФе. Когда вышел первый том, мы осторожно ждали реакции читателей, и она оказалась потрясающей. А после второго тома пришла настоящая любовь.

Что-то вроде: «Как мы жили всё это время без этих историй? Дайте скорее третий том».

В этих вдохновляющих и живописных книгах есть всё: любовь, драмы, богемная жизнь Нью-Йорка, путешествия, скандалы и отважные героини, меняющие мир искусства. Для тех, кто ещё не знаком с серией, предлагаем узнать, почему мы издали «Женщин Девятой улицы» и быстро «пробежаться» по всем трем томам.

 

Почему мы издали эту серию?

Спросили шеф-редактора Ольгу Киселеву, почему «Женщины Девятой улицы» так хороши и что читатель откроет в них для себя.

Книга-созидание

— Портфель МИФ, и портфель МИФ. Культуры как его часть, одним из главных смыслов для себя определяет «созидание», — говорит Ольга. — Мы рассказываем о том, как меняется культура, искусство, общество через нашу активную созидательную позицию. И «Женщины Девятой улицы» как раз об этом — это рассказ о том, как пятеро творцов своими руками создавали искусство и культуру такими, какими хотели их видеть.

Книга-событие

— Эта книга — событие в мире искусства. Мэри Габриэль — финалист National Book Award и финалист Пулитцеровской премии за книгу «Любовь и капитал». «Женщины Девятой улицы» — финалист National Book Award и топ рейтингов GR NYT. Time’s 10-list best nonfiction titles of 2018; a New York Times critics’ top book of 2018. А ещё по ней снимается сериал для Amazon Studios.


Джоан Митчелл, Хелен Франкенталер и Грейс Хартиган в 1957 году. О них — второй том. Фото Burt Glinn / Magnum

Книга-современное искусство

— В этой книге читатель откроет для себя современное искусство. И не через справочник, а через увлекательную историю, больше напоминающую роман. При этом точность и достоверность здесь абсолютная, и это удивительное сочетание. Я очень ценю старых мастеров, и считаю, что мы и половины их творчества еще не разгадали, но при этом считаю, что очень важно не только изучать прошлое, но и двигаться вперед.

Если я не знаю, каких-то имен в искусстве, а они меж тем его меняют, — это повод погрузиться в тему.

И сам текст: достаточно прочесть пару страниц, чтобы «провалиться» в него. Мэри Габриэль пишет изумительно, это наслаждение для людей, любящих слово.

 

Как Нью-Йорк стал новым Стамбулом

В первом томе мы знакомимся с двумя героинями — Ли Краснер и Элен де Кунинг. А заодно узнаем о жизни 1940-1950-х годов. В то время преследование Гитлером интеллектуалов и художников по всей Европе усиливалось. И США в одночасье превратились в место, где сосредоточено передовое мышление в западном мире.

Журнал Fortune писал: «Беспрецедентный исход интеллектуалов из Европы дает нам шанс и возлагает на нас обязанности хранителей цивилизации».


Элен де Кунинг и её муж — голландский художник Виллем де Кунинг. Источник

В страну приехали Альберт Эйнштейн, Энрико Ферми, Герберт Маркузе, Эрих Фромм. Архитекторы Вальтер Гропиус, Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ меняли облик американских городов. А Стэнли Уильям Хейтер и Татьяна Гросман произвели революцию в печати, подняв низкокачественные журнальные репродукции на уровень истинного искусства.

Нью-Йорк называли новым Стамбулом, где самым ценным товаром считались идеи и люди обменивались ими с воодушевлением.

 

Как Поллок испортил открытие выставки, придя на него трезвым

Во втором томе мы узнаём ещё о трех героинях — Грейс Хартиган, Джоан Митчелл и Хелен Франкенталер — и встречаем знакомых персонажей. Например, Ли Краснер и Джексона Поллока. 26 сентября Поллок приехал в Нью-Йорк на открытие персональной выставки Ли. В прошлом он, завидуя достижениям жены и пытаясь привлечь внимание к себе, устраивал истерики. Но на этот раз подошел к делу хитрее.

Женщины Девятой улицы. Том 2

Чистый и опрятный, в отличном полосатом костюме, галстуке и выходных туфлях, Поллок казался обезоруживающе нормальным.


Ли Краснер и Джексон Поллок. Источник

«Все женщины бросились к нему, а он мило пожимал всем руки», — вспоминал племянник Ли Рон Стейн. В центре внимания уже была не Ли. Джексон отлично знал, что так будет. Поэтому с его стороны было несомненным паскудством прийти совершенно трезвым, ничего не ломать, не разбивать людям носы.

Ли была в ярости, но тут же начала свою игру. И сказала, что Джексон так хорошо себя ведет только потому, что «горд, как павлин» за ее успехи.

 

Гроб с картинами

В то утро, когда они должны были погрузиться на судно, Боб Мазервелл надел белые фланелевые брюки и синий блейзер и настоял, чтобы и Хелен оделась а-ля «Великий Гэтсби». Они должны были выглядеть, как богатые американцы — в багаже только личные вещи да пустяковые сувениры. Но на самом деле одно багажное место просто не могло не привлечь внимания.

Во время медового месяца супруги написали десятки картин, и их надо было увезти с собой. Подходящего ящика для упаковки не нашлось, и тогда Боб и Хелен купили гроб.


Хелен Франкенталер. Источник

Они свернули полотна в рулоны и заколотили крышку. Но таможенник все равно потребовал открыть гроб. Боб объяснил: его симпатичная жена считает себя художницей, но не особо преуспевает, а он согласился переправить домой ее скверные картины. «Я обязан взглянуть», — настаивал офицер. И гроб открыли.

«Месье! — воскликнул таможенник. — Но это же действительно ужасно!» И с выражением искреннего сочувствия приказал свернуть холст и обратно забить гроб.

Гроб, набитый полотнами двух самых важных художников Нью-Йорка, подняли на судно, а через десять дней выгрузили на причал на Манхэттене.

 

По материалам книг «Женщины Девятой улицы. Том 1», «Женщины Девятой улицы. Том 2», «Женщины Девятой улицы. Том 3»

Обложка отсюда

 

Рубрика
Творчество

Похожие статьи