Творчество
«Джексон пришел в современное искусство благодаря Ли». Всё о любви Джексона Поллока и Ли Краснер
11 февраля 728 просмотров
Творчество
«Джексон пришел в современное искусство благодаря Ли». Всё о любви Джексона Поллока и Ли Краснер
11 февраля 728 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Многие знают Джексона Поллока — художника, который вошел в историю искусства со своими гигантскими полотнами и «капельными» картинами. Но немногие знают его жену — художницу Ли Краснер, которая была удивительно талантлива, хотя долгое время жила в тени мастера. Выбрали интересные факты из книги «Женщины Девятой улицы» — об этих непростых и бурных отношениях.

«Она ходила, едва касаясь ногами земли»



Женщины Девятой улицы

Когда они встретились, Ли имела большой вес в мире искусства: она была завсегдатаем всех мероприятий, уважаемым лидером борьбы за права художников и талантливым живописцем. Друзья часто говорили: если Поллок «раздираем сомнениями», то Ли «совершенно уверена в себе».


Ли Краснер и Джексон Поллок. Источник

«Она ходила, едва касаясь ногами земли, и эта легкость очень привлекала Джексона», — рассказывала Этель Базиотис, которая хорошо знала обоих. А еще, по словам Этель, Ли была экспертом в «механике жизни», в то время как Поллок своим пьянством и арестами весьма убедительно продемонстрировал, что он в этой сфере полный профан.

Друг Поллока Питер Буза говорил, что Ли сыграла роль «мощного катализатора», когда намечался курс будущего развития творчества Поллока.

По словам Питера, «Джексон пришел в современное искусство… благодаря Ли».

Человек, который распахивает дверь

Ли, описывая важность Джексона для ее творчества, однажды сказала, что время от времени «на твоем горизонте появляется человек, который широко распахивает дверь. И мы все долгое время живем в ожидании момента, когда в нашей жизни появится очередной такой человек и откроет перед нами новую дверь».


Ли Краснер и Джексон Поллок. Источник

Хотя многие говорили и говорят, что изначально Ли была гораздо «осведомленнее» как художник, сама Краснер всегда считала Поллока более талантливым. Она говорила, что ее творчество было лишь каплей в море влияний, которые в итоге привели к формированию такого яркого феномена, как Поллок. «Встретившись с Джексоном, я была абсолютно уверена: этому человеку действительно есть что сказать миру».

Жена художника

Чтобы играть роль жены художника в общепринятом понимании, требовалось самоотречение. По словам Ли, некоторые женщины, вышедшие замуж за художников, «никогда не открывали рта. Тебе оставалось только гадать, есть ли у них вообще собственное мнение». Другим отводилась «второстепенная» роль добытчиц.


Ли Краснер и Джексон Поллок. Источник

Хотя многие из этих женщин радовались возможности работать вне дома. «Они гордились тем, что могли зарабатывать на достойную жизнь себе и мужу, и на самом деле о подавлении и речи не шло», — говорила Джин Балтман, жена художника Фрица Балтмана. Однако их карьера никогда не предполагала занятия искусством.

«Мы с Джексоном любили свое тихое уединение»

Пэтси Саутгейт, близкая подруга Ли, говорила, что Ли дала Поллоку все то, чего он тщетно искал в собственной матери. А именно «полную преданность, ощущение исключительности и абсолютного главенства в ее жизни» плюс бонус в виде «сексуальной близости».

Ли и сама признавала: в ранние годы она была готова ради Джексона на все и даже больше.

Между ними существовали истинное взаимопонимание и общность. Создавалось ощущение, что вместе они заняты чем-то большим, нежели каждый по отдельности.


Ли Краснер и Джексон Поллок. Источник

«Мы с Джексоном любили свое тихое уединение. Мы просто сидели и смотрели на пейзаж. Внутренняя тишина. А после ужина мы молча сидели на крыльце позади дома и любовались закатом. У нас не было потребности разговаривать. Мы не нуждались ни в каком общении, — рассказывала Ли. — То, что он пил и что с ним было невероятно трудно жить, — это совсем другое. Мне удавалось сохранять равновесие именно благодаря тем периодам передышки, в которые у нас было так много общего»

Картины-близнецы

Когда Ли и Поллок начали жить вместе, то сначала писали на удивление похожие картины. Поставленные рядом, их полотна казались зеркальными отражениями друг друга, вплоть до каллиграфических линий и даже до безумия маленьких водоворотов, создающих ощущение бурления и тряски.


Слева — картина Поллока, справа — Ли Краснер

«К сожалению, когда два человека живут вместе, как мы с Джексоном, они не могут не влиять друг на друга», — объясняла Ли. Определить, кто из них начал писать в подобном стиле первым и кто на кого повлиял, было невозможно. Но Ли неоднократно говорила, что у Джексона прорыв произошел раньше. А значит, вероятнее всего, это она следовала его примеру.

Детский вопрос

Вопрос, рожать ребенка или нет, остро стоял практически перед всеми художницами, и для большинства этот выбор был весьма мучительным. Уже само определение «художница» вызывало неодобрение.

А уж если к нему добавлялось слово «мама», то это практически гарантированно обрекало женщину на жизнь в творческой изоляции.

Поллок хотел быть отцом. К тому времени, как Ли и Джексон обустроились в своем доме, Ли было уже 38 и ее детородный возраст подходил к концу. Джексон, очевидно, решил, что пришло время создать настоящую семью. Однако, когда этот вопрос встал наконец ребром, Ли ответила решительным отказом, еще и в присутствии посторонних. Поллок, по словам Мэй Табак, пришел в бешенство. Она рассказывала: «Его план явно заключался в том, чтобы после женитьбы завести детей».


Ли Краснер и Джексон Поллок. Источник

Джексон обвинил Ли в том, что она «обманом» заставила его на себе жениться. «Я думаю, ее отказ его частично уничтожил», — вспоминала Мэй. Но Ли была непоколебима. Женщина считала, что у нее уже был ребенок в лице эмоционально неустойчивого алкоголика-мужа и еще одного она бы просто не вынесла. Фантазия Поллока о жене, детях и ферме немного напоминала мечты о красивой, послушной жене. Но в этом сценарии упускался один весьма существенный момент: а согласится ли женщина, которую он выбрал, играть предназначенную ей роль?

Чего делать не надо

Ли была той самой целеустремленной женщиной, которая сосредоточила всю свою жизнь исключительно на творчестве. Но она занималась искусством не только своим, но и своего мужа. Краснер жила и все делала за двоих, что, по сути, было вполне естественным для женщины ее темперамента и ее поколения.


Ли Краснер и Джексон Поллок. Источник

Правда, затем девушки нового времени наотрез откажутся довольствоваться местом в относительной тени мужчины. Как бы сильно они ни уважали Ли, она будет служить для них ярким примером того, чего делать не надо. Нью-йоркский мир искусства был многолюдным и ярким. И женщины хотели быть частью всего этого. Они требовали, чтобы их услышали, какой бы ни была цена.

По материалам книги «Женщины Девятой улицы»

Обложка отсюда

Рубрика
Творчество

Похожие статьи