В этой статье расскажем о книге, ставшей для МИФа знаковой. Это «Семь преобразующих языков», по которой мы уже несколько месяцев проводим для себя онлайн-сессии. Речь в книге идет о возможности осуществить невероятные изменения — как личные, так и на уровне целых компаний. У каждого есть неизученный и практически неисчерпаемый источник энергии для реализации таких перемен. Авторы вводят новый подход к личному обучению и изменениям — основанный на идее преобразующих «языков»: форм внутренней речи и межличностного общения. Ведь то, как мы разговариваем, влияет на то, как мы мыслим.
Антитела к переменам
Внимательно присмотревшись, мы обнаружим в себе своего рода скрытую «иммунную систему» — динамический процесс, в результате которого мы блокируем перемены, постоянно производя антитела к ним. Отключив эту систему, мы получим дополнительную энергию и новые способы воспринимать мир и жить в нем.
Многое из того, что предлагается под лозунгом профессионального развития, помогает нам приобрести навыки или способности, нужные, чтобы как-то адаптироваться к миру. Но адаптация все равно происходит внутри наших допущений о мире, а сами эти базовые допущения никогда не подвергаются сомнению — да мы их и не замечаем. Преобразующий подход к профессиональному развитию — такой, как представленный метод семи языков, — поможет нам все чаще выходить за пределы наших базовых допущений об устройстве мира, так что мы в итоге научимся различать и изучать тот принцип, который формирует сами эти базовые допущения. Разумеется, это нелегко.
Феномен и ноумен
Иными словами, мы приходим к рассмотрению возможности того, что наши «точки зрения» не совпадают с тем, «как на самом деле». Это и есть классическое философское разграничение между феноменом (реальностью, которая уже оформлена, моим восприятием какой-либо вещи) и ноуменом (сущностью, или вещью самой по себе). Оно лежит в основе современного конструктивизма, опирающегося на идею, что люди активно формируют реальность, придают ей смысл, организуют свой опыт. Писатель-философ Олдос Хаксли выразил это следующим образом: «Наш опыт — не то, что случается с нами, а то, что мы делаем из того, что с нами случается»
За пределы точки зрения
Вот простое упражнение, которое поможет понять, как трудно выйти за пределы своей точки зрения. Выполните это упражнение, а не просто прочитайте, чтобы увидеть всё своими глазами.
Вытяните руку вверх, направьте ручку (или палец) в потолок и «нарисуйте» по часовой стрелке круг, словно пытаясь изобразить его на потолке. Нарисуйте несколько кругов, а затем, продолжая вращать ручку или палец, медленно опускайте руку вертикально вниз, все время держа ручку или палец прямо, пока не начнете описывать круги уже на уровне груди. Не останавливайтесь. Теперь посмотрите на палец или ручку сверху. В каком направлении вы описываете круги? Против часовой стрелки, верно?
Круг пошел в другую сторону? Хорошо, попробуйте еще раз. На этот раз будьте, пожалуйста, аккуратнее, когда опускаете руку и вместе с ней перемещается и ручка, постепенно оказываясь уже не над головой, а ниже подбородка. Ни в коем случае не меняйте направление движения. Вращайте по часовой стрелке, по часовой!
Что произойдет, когда вы теперь глянете сверху на круги, описываемые перед грудью? Круг опять пошел против часовой стрелки, да?
Выйти за пределы своей точки зрения настолько трудно, что, когда сама точка зрения меняется (именно это незаметно происходит в данном упражнении), нам проще поверить, что это случилось с миром, но не с нашим взглядом на мир.
Приступить к работе над собой: «Семь преобразующих языков».