Киноманы наверняка о них слышали: эти фильмы изменили историю кино. Вспомним о них и выберем, что посмотреть в выходные:)
«На последнем дыхании», Жан-Люк Годар, Франция, 1960
Кадр из фильма. Источник
Перехватывающая дыхание криминальная драма Жана-Люка Годара возвестила о приходе нового поколения режиссеров и изменила кинематограф. Фильм «На последнем дыхании» — вариация на тему гангстерского фильма — изменил представления о том, каким может быть кино. Отказавшись от студийных декораций, использовавшихся при съемках традиционных французских фильмов послевоенной эпохи, Годар и его оператор Рауль Кутар разработали свой яркий стиль.
Кутар склеил пленку для фотоаппарата в 120‑метровые рулоны и повысил ее чувствительность, чтобы работать при низком освещении и достичь чуть более зернистого эффекта. Всё это сформировало новый кинематографический метод, подкрепленный игрой Джин Сиберг и Жана-Поля Бельмондо, который обрел звездный статус благодаря своей плутовской харизматичной роли.
«На последнем дыхании», «Красавчик Серж» Клода Шаброля и «Четыреста ударов» Франсуа Трюффо были первыми фильмами французской новой волны. Годар стал ее самым дерзким представителем, но отказался от этого звания ради еще более радикального, политизированного пути.
Режиссер
Жан-Люк Годар стоял во главе французской новой волны. Его изобретательный подход нарушил правила классического кино. В конце 1960‑х он все больше начал углубляться в политику и поставил несколько агитационных фильмов; самым значительным достижением этого периода стали картины, снятые им в составе марксистской группы «Дзига Вертов». После ее распада в 1972 году он продолжил создавать работы, отрицавшие кинематографические клише.
Другие фильмы Жана-Люка Годара
- «Женщина есть женщина» (1961)
- «Жить своей жизнью» (1962)
- «Презрение» (1963)
- «Банда аутсайдеров» (1964)
- «Альфавиль» (1965)
- «Китаянка» (1967)
- «Всё в порядке» (1972)
- «Спасай, кто может (свою жизнь)» (1980)
- «Хвала тебе, Мария» (1985)
- «История (и) кино» (1989–1998)
- «Социализм» (2010)
«Всё о моей матери», Педро Альмодовар, Испания, 1999
Кадр из фильма. Источник
Насыщенная, сложная мелодрама Педро Альмодовара — посвящение женщинам, повлиявшим на режиссера, которое стало началом нового витка его карьеры. Сюжет картины «Всё о моей матери» навеян небольшой сценой из «Цветка моей тайны». Фильм повествует о путешествии убитой горем матери, недавно похоронившей сына, в Барселону, где она надеется встретить его отца-трансвестита. В итоге у нее появляется возможность построить новую жизнь среди людей, помогающих друг другу, чтобы выжить.
В изумительно красочном фильме Альмодовара, вдохновленном картинами Дугласа Сирка и Райнера Вернера Фассбиндера и искусно балансирующем между драмой и комедией, как в калейдоскопе, вращаются сюжетные линии и персонажи. Фильм, посвященный Бетт Дэвис, Роми Шнайдер и Джине Роулендс, черпает вдохновение из пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай „Желание“», фильма Джона Кассаветиса «Премьера» и текстов поэта и драматурга Федерико Гарсии Лорки. За этот фильм, остающийся одной из самых значительных его работ, Альмодовар получил своего первого «Оскара».
Режиссер
Альмодовар сыграл важнейшую роль в формировании мадридской «мовиды» (контркультурного движения, возникшего в Испании после смерти генерала Франко в 1975 году) и стал культовой фигурой благодаря черным комедиям, исследующим гендерные вопросы. «Женщины на грани нервного срыва» принесли ему успех среди критиков и славу у международной публики.
Другие фильмы Педро Альмодовара
- «Матадор» (1986)
- «Женщины на грани нервного срыва» (1988)
- «Живая плоть» (1997)
- «Поговори с ней» (2002)
- «Возвращение» (2006)
- «Разомкнутые объятия» (2009)
«Рома», Альфонсо Куарон, Мексика/США, 2018
Кадр из фильма. Источник
Блестящая монохромная история детства Альфонсо Куарона, рассказанная горничной, — восхитительная семейная и социальная драма. Куарон, вероятно, самый одаренный мексиканский режиссер последних 30 лет; «Рома» — его первый со времен «И твою маму тоже» испаноязычный фильм, снятый в Мексике. Это поразительное размышление о личном и политическом климате ранних 1970‑х. Действие фильма разворачивается в течение года, и он запечатлевает повседневную жизнь Клео Гутиеррес в исполнении Ялицы Апарисио.
Клео — горничная, живущая в доме обеспеченной семьи в Роме, районе Мехико, пытающаяся найти баланс между потребностями пары, чьи отношения переживают кризис, заботой об их четырех детях и своим желанием прожить полноценную жизнь. «Рома» погружает зрителей в воспоминания Куарона, например вбрасывая в гущу уличного столкновения между протестующими студентами и наемниками, подкупленными государством. Режиссер сам написал сценарий к фильму и выступил оператором, сомонтажером и сопродюсером; позже он получил «Оскары» за лучшую режиссуру, лучшую операторскую работу и лучший фильм на иностранном языке. В картине использованы его фирменные длинные, сложные кадры.
Режиссер
Талант Куарона, одной из ключевых фигур нового мексиканского кино, виден уже по его ранним фильмам и первым голливудским постановкам; «И твою маму тоже» закрепил за ним блестящую репутацию. Прославленная экранизация Гарри Поттера и последующие фильмы принесли ему всемирную известность; его фамилия стала гарантией хороших кассовых сборов.
Другие фильмы Альфонсо Куарона
- «Маленькая принцесса» (1995)
- «Большие надежды» (1998)
- «И твою маму тоже» (2001)
- «Гарри Поттер и узник Азкабана» (2004)
- «Дитя человеческое» (2006)
- «Гравитация» (2013)
Кадр из фильма «Всё о моей матери»
По материалам книги «Главное в истории кино»