Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Кругозор
Дизайн для выживания: что это такое и какими должны быть вещи
11 января 2020 11 206 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Дизайн, вне зависимости от масштаба его применения, носит в первую очередь коммуникативную функцию. Поэтому осознанное видение — это навык, который необходимо освоить любому современному человеку. Джордж Нельсон — ведущий американский дизайнер XX века, автор критического манифеста «Как видеть», поясняющего, как грамотно видеть, оценивать и понимать визуальные объекты и их ландшафт. В МИФе выходит переиздание этого классического руководства. Публикуем материал о дизайне… для выживания.

Функциональность



Как видеть

Для среднестатистического человека дизайн — это украшение, применяемое в отношении торта или машины: цветок из марципана или «оперные» боковые стекла автомобильной двери. Поэтому магазины и набиты китчем. Чтобы разобрать эти паттерны восприятия, необходимо для начала принять тезис о том, что дизайн — не украшение, а неотъемлемое выражение функциональности объекта.

Высшие проявления дизайна мы встречаем в вещах, от которых зависит выживание человека, — исключительно в силу того, что от их конструкции зависит жизнь и смерть, а не привлекательность товара на рынке.

Хаос и дизайн

Большинство из нас живет в урбанизированном мире, и поэтому наше внимание чаще привлекают объекты, созданные человеком, а не явления природы. С куда большей вероятностью мы увидим в небе пассажирский самолет, а не пролетающую стаю гусей. Увидеть извилистый ручей для нас — редкость, а деревья натыканы вдоль тротуаров, подобно фонарным столбам.

Глядя на искусственную среду, в которой мы живем, прежде всего необходимо принять во внимание то, что все ее элементы — это продукты дизайна. Крышки канализационных люков и почтовые ящики возникают не сами по себе: кто-то должен придумать, как их производить, какие функции они будут выполнять и как они могут выглядеть. И этот процесс повторяется каждый раз, когда в городской микрокосм встраивается нечто новое, будь это стоэтажное здание или телефонная будка.


Как нетрудно догадаться, есть хороший дизайн, а есть дизайн плохой. Большинство деталей в современных городах выглядит настолько отталкивающе в том числе потому, что никто не рассматривал их в контексте общего замысла; в итоге мы получаем впечатление полного хаоса: здания и инфраструктурные объекты интегрируются в среду в результате серии случайных решений, а об их гармонии с окружающим никто не думает.

Когда люди покупают вещи, они выбирают их в зависимости от того, нравится им дизайн или нет, — ведь почти никогда нельзя узнать заранее, насколько хорошо покупка будет справляться со своими задачами дома. Проблема с принятием таких решений состоит в том, что визуально безграмотные люди не способны отличить хороший дизайн от плохого.

Именно поэтому интерьеры большинства домов выглядят так, как будто их оформлял слепой.

Комнаты в отелях в большинстве случаев отличает та же безвкусица и посредственность визуальных решений. Возможно, так происходит оттого, что управляющие хотят предоставить своим гостям возможность отдохнуть «как дома», в знакомой обстановке

Внешний вид и предназначение вещей

Дизайн — прежде всего процесс: он начинается с потребности или проблемы, а в итоге получается дизайн вещи.

Основные правила достаточно просты: спроектированная вещь должна выполнять свою основную функцию.

Мы используем цветы в декоративных целях, но цветущее растение — сложный организм. Ему необходимо поглощать солнечную энергию и через корневую систему всасывать питательные вещества. Нужно привлекать насекомых, без которых невозможно перекрестное опыление, и выращивать семена после того, как цветок сделал свое дело. Если мы внимательно посмотрим на цветущее растение и исследуем его строение, то поймем, что его внешний вид полностью соответствует его предназначению.

И это лучшее определение удачно выполненного дизайна. Ручка выглядит так, как будто сама может писать, воздушный змей выглядит так, как будто он может летать. Вещь, внешний вид которой не соответствует выполняемым функциям, — например, цветной телевизор в кабинете, интерьер которого стилизован под один из замков Луары, — это несмешная шутка; такой объект демонстрирует только безграмотность его владельца.

Дизайн для выживания

Из всех известных нам объектов наиболее совершенным дизайном могут похвастаться вещи, используемые для обеспечения выживания человека (исключение составляет мир природы, в том числе все живые организмы). К таким объектам относится, например, самолет; он либо летит так, как это задумывалось конструкторами, либо очень скоро убивает всех членов экипажа и пассажиров в придачу. К дизайну для выживания относится оборудование для космических полетов и глубоководных погружений, а также большая часть военной техники.

Дизайны для выживания лучше любых других просто потому, что от их эффективности напрямую зависит жизнь пользователя.

Воинские доспехи — устаревший пример использования дизайна для выживания, но нам они от этого нравятся ничуть не меньше — и не важно, что латы не помогут против пуль. Многие предметы спортивного инвентаря, в числе которых великолепные произведения дизайнерского искусства, также можно отнести к категории предметов для выживания, ведь, во-первых, спортсменам угрожает вполне реальная опасность получить серьезную травму, а во-вторых, большинство видов спорта символически изображает сражения или поединки.

Броня создана для того, чтобы облаченный в нее человек остался в живых. Поэтому она должна быть прочной, как можно более легкой и достаточно гибкой, чтобы владелец смог сесть в седло или сражаться пешим. Дизайн брони западных стран следовал одной из двух концепций: использовались либо связанные или скованные металлические пластины, либо кольчужная ткань. Последняя легче и дает воину куда большую свободу движений, а металлические пластины более устойчивы к ударам. В некоторых доспехах используется сочетание этих двух технологий. Японские доспехи, изготавливавшиеся, как правило, из твердой кожи, куски которой скрепляли веревками и ремнями, совершенно не похожи на западные образцы, но концептуально дизайн в обоих случаях совпадает. И те и другие выполняли одинаковые функции.

Все виды дизайна для выживания, будь то сугубо функциональные или роскошно орнаментированные предметы, объединяет производимое ими впечатление правильности. Именно поэтому устаревшее оружие так часто хранится в художественных музеях.

По материалам книги «Как видеть».

Рубрика
Кругозор
Похожие статьи