Творчество
Не музы, а творцы. Как женщины боролись за признание в искусстве
15 декабря 2019 1 267 просмотров
Творчество
Не музы, а творцы. Как женщины боролись за признание в искусстве
15 декабря 2019 1 267 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Эта книга должна была выйти. Эти истории должны были прозвучать. Ли Краснер, Элен де Кунинг, Грейс Хартиган, Джоан Митчелл и Хелен Франкенталер — пять женщин-художниц, которые ворвались в искусство и навсегда переменили его.

«Женщины Девятой улицы» — книга финалистки Пулитцеровской премии Мэри Габриэль. Она охватывает период с 1920-х до начала 1960-х годов и показывает, как женщины из муз превращались в творцов.

Это только первый том, в котором вы узнаете о двух значимых женщинах — художницах Ли Краснер и Элен де Кунинг. Прочитаете об их жизни, творчестве и непростой борьбе со стереотипами. Борьбе, которая продолжается до сих пор.

Выставка на Девятой улице



Женщины Девятой улицы

Мир вокруг нас был бы опустевшим и печальным, но не тот, что внутри нас.

Уоллес Стивенс

Трудно поверить, но ещё в начале XX века профессию «художник» воспринимали в штыки. А для женщин-художниц дверь в искусство и вовсе была наглухо закрытой. Одной из важных вех, которые все изменили, стала выставка на Девятой улице.


Джоан Митчелл, Хелен Франкенталер и Грейс Хартиган в 1957 году. О них расскажем в следующих томах. Фото Burt Glinn / Magnum

Для выставки отобрали полотна 72 художников, в том числе пяти женщин. Редактор журнала ArtNews Том Гесс назвал этих женщин «сверкающими амазонками, появившимися в расцвет американской живописи».

Они и правда были сильными и смелыми, как амазонки, ведь им было суждено сыграть ключевые роли в новом движении в живописи.

Ли Краснер — зоркий глаз

Я обнаружила, что с помощью цветов и форм могу говорить то, что никогда не смогла бы сказать иначе, — то, для чего у меня никогда не нашлось бы слов.

Джорджия О’Кифф

Многие утверждали: у Ли самый зоркий глаз в стране, она лучше всех оценивает перспективы новых произведений. Но с тех пор, как в 1942 г. она начала жить со своим будущим мужем художником Джексоном Поллоком, ее творчество и жизнь оказалось в глубокой тени его таланта и славы. Коллеги перешептывались, что она вообще перестала писать. Это было неправдой. Ли продолжала работать.


«В те времена вокруг ее творчества скопилось столько ненужной чепухи, — писал о Ли драматург Эдвард Олби. — А назывались эти груды мусора „художница“ и „жена художника“». Источник

Когда они встретились, Ли имела большой вес в мире искусства: она была завсегдатаем всех мероприятий, уважаемым лидером борьбы за права художников и талантливым живописцем. Друзья часто говорили: если Поллок «раздираем сомнениями», то Ли «совершенно уверена в себе».

«Она ходила, едва касаясь ногами земли, и эта легкость очень привлекала Джексона», — говорила Этель Базиотис, которая хорошо знала обоих.

Элен пришла!

По крайней мере, пока ты молод, в этом долгом обмане, называемом жизнью, ничто не кажется таким отчаянно желанным, как опрометчивый шаг.

Франсуаза Саган. Смутная улыбка

Подобно Ли, Элен тоже была «женой знаменитости» — жила с голландским художником Виллемом де Кунингом. Но назвать её только женой было невозможно. В художественном сообществе только и слышалось: «Элен сказала», «Элен пришла», «Элен там была». И произносилось все это с восторгом, волнением, трепетом.

Мужчины ее откровенно обожали, молодые женщины старались быть на нее похожими.


Виллем и Элен де Кунинг. Источник

Элен была художницей, критиком и харизматическим лидером. Она появилась в среде местных художников вскоре после окончания средней школы в Бруклине. И всем сразу стало ясно: эта гибкая, стройная девушка, в прошлом танцовщица, не только красивая, но и невероятно талантливая.

В этой книге — весь путь Элен. Её удивительная, насыщенная, полная творчества и любви жизни. И истории из мира искусства.

В центре всего

Художница Элиз Эшер однажды столкнулась с Элен и Ли на улице: «Они выглядели такими авторитетными, сильными, настолько погруженными в искусство и ему принадлежащими, такими уверенными в себе, объединяющими всех вокруг себя и находящимися в центре всего, что я была потрясена до глубины души и не могла произнести ни слова в присутствии этих могущественных женщин».


Ли Краснер и её муж Джексон Поллок. Источник

В книге вы прочтете истории Ли Краснер и Элен де Кунинг. И узнаете, как они своими руками меняли роль женщин в современном искусстве.

Временами книга напоминает художественный роман: не верится, что все было на самом деле. Но это было, а значит, мы должны об этом знать.

Вот что вас ждет:

  • Это война: Вторая Мировая и искусство
  • «Придя в страшную ярость, я порезала холст». Жизнь с Поллоком
  • Мама или художница: какую судьбу выбирать?
  • Маэстро и Элен. Любовь и творчество
  • «Здесь Вселенная кажется особенно огромной, и у меня мурашки по коже»

Искусство — отражение нашей жизни. Так что неудивительно, что женщины тут становятся заметнее и сильнее. Они не боятся быть собой и совершают смелые поступки. Вдохновляют нас быть настоящими и менять этот мир.

По материалам книги «Женщины Девятой улицы»

Обложка отсюда

Рубрика
Творчество

Похожие статьи